Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Особенности организации и проведения экскурсий в мир природы

Особенности организации и проведения экскурсий в мир природы


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В МИР ПРИРОДЫ

Рублевская А.С. (УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь) Научный руководитель -Л.Н. Лаптиева, канд. пед. наук,доцент

Организация и проведение экскурсии в мир природы является неотъемлемой частью учебного процесса и одним из наиболее перспективных направлений в экологическом образовании и воспитании учащихся на всех этапах школьного обучения. Цель исследования: проанализировать особенности организации и проведения экскурсии в мир природы. Задачи исследования: изучить теоретические основы организации и проведения экскурсии в мир природы, а также отобрать наиболее эффективные приемы при ее проведении. Методы исследования: изучение и анализ литературы, картографический метод, полевые исследования. Результаты исследования. Изучение биологических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия - экскурсии. Под экскурсией следует понимать путешествие в природу с познавательной или рекреационной целью. Экскурсии в мир природы дают возможность изучать растения и животных в их естественной среде. При этом удается выяснить приспособления организмов к конкретным природным условиям. Именно на экскурсиях наиболее ярко наблюдается связь между живым организмом и окружающей средой. Экскурсии помогают расширить знания о живой природе, воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Изучив теоретические основы экскурсии можно выделить 3 этапа в её организации и проведении: подготовку, собственно её проведение и заключительный этап, в ходе которого подводят итоги экскурсии, оформляют полученный в ходе экскурсии материал. Каждый этап имеет свои специфические особенности, соблюдение которых следует придерживаться для достижения положительного результата. Успех экскурсии в значительной степени зависит от выполнения определенных правил проведения экскурсии в мир природы, к которым можно отнести: а) учителю или экскурсоводу необходимо заранее пройти маршрут экскурсии и выделить объекты демонстрации; б) при прохождении маршрута необходимость строго придерживаться темы экскурсии, т.е. не касаться случайных вопросов; излагать материал, входящий в выбранную тематику; в) демонстрируемые объекты должны быть видны всем. При демонстрации объекта следует учитывать время года, освещение и другие параметры. Большие объекты (дерево, гора и др.) следует показывать с большого расстояния, а более мелкие - вблизи; г) не следует утомлять экскурсантов излишней информацией. Информация должна излагаться доступно, с учетом возраста и образованности экскурсантов; д) не следует затягивать время прохождения экскурсии, отклоняться от запланированного маршрута; д) неотъемлемой частью экскурсии является активная деятельность участников (наблюдение, изучение и исследование объектов), а также закрепление полученных знаний в ходе экскурсии [1]. При анализе литературы по экскурсоведению мы пришли к выводу, что наиболее эффективными приемами при проведении экскурсии являются: прием абстрагирования (позволяет рассмотреть те признаки объекта, которые служат основой для раскрытия темы); прием зрительного сравнения (основан на сопоставлении воспринимаемого объекта с показанным объектом ранее); прием описания, вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяя им мысленно представить как происходило то или иное действие; суть приема «вопросов-ответов» состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации [2].Проведение экскурсии в мир природы является одним из перспективных направлений в развитии экотуризма. В результате проведенных исследований нами был предложен маршрут экскурсии в мир природы, проходящий по территории государственного ландшафтного заказника «Мозырские овраги», а также разработана методика организации и проведения экскурсий в мир природы для учащихся учреждений образования разного возраста. Выполненная работа имеет большую практическую значимость в учебной деятельности, например, для учащихся учреждений образования, а также способствует расширению знаний о родном крае.

Литература

экскурсия рекреационный природа путешествие

1. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии / В.С. Конюшко . - М. : Книжный Дом, 2004. - 179-188 с.

2. Все о туризме. Экскурсоведение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm - Дата доступа:

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее