Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Герои в российском авторском документальном кино

Фильм: «Шлейф»

Режиссер: Татьяна Донская

Год: 2007

Киностудия: экспериментальная молодежная студия «Дебют»

Описание

Главный герой фильм - исследователь творчества русского и советского писателя Михаила Булгакова, автор книги «Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова». В 1986 году был осужден по политическим мотивам, а в фильме рассказывает о том, каково это было - изучать запрещенную на тот момент биографию, быть на постоянной слежке у КГБ

Выразительные средства

Форма подачи фильма - это рассказ самого героя. Слово представлено внутренним, а также закадровым монологом героя. Музыка в кадре чередуется закадровой музыкой. Музыкальная композиция выбрана одна на весь фильм и ее можно отнести к иллюстративному виду. Также в фильме присутствуют синхронные шумы и интершум, даже когда звучит закадровая музыка. Иногда музыка появляется драматургического вида: во время рассказа героя об арестах и неких мистических вещах, связанных с биографией Булгакова, закадровая музыка существенно меняется.

Видео цветное, за исключением кадров, когда герой показывает черно-белые архивные снимки и документы. Межкадровый монтаж применен разный - и последовательный, и строящийся, и ассоциативный. Последний, например, можно заметить во время сцены привязанной лошади к столбу. Ее попытки освободиться и ощущение загнанности в угол как будто иллюстрируют предшествующий этой сцене рассказ героя о том, как ему приходилось прятаться, прятать найденные документы и обманывать. Еще пример ассоциативного монтажа есть в кадрах на кухне у героя. Сначала он готовит горячий шоколад в кастрюле, чуть позже зритель понимает, что это иллюстрация к рассказу, а затем готовит яичницу «по-бременски», которая оказывается одним из важных переворотных моментов в истории героя. Последовательный монтаж выстраивает рассказ героя о его жизни в хронологическом порядке. А строящийся монтаж продемонстрирован в самом начале фильме: даны кадры митинга людей, которые занимались схожей деятельностью с главным героем, а затем кадры из кафе при доме Булгакова. Изначально задан тон понимания, о каком герое пойдет речь, и уже только после этого идет рассказ.

Помимо видео метафоры с лошадью в фильме есть метафора с попугаем в клетке в доме главного героя. Звуковая метафора появляется в квартире героя, где проходит интервью. Зритель слышит звук в дверь, пропадает закадровая музыка, остается только интершум, благодаря чему создается искусственное напряжение тех лет, когда за героем следили агенты, в любой момент могли позвонить в дверь и конфисковать бумаги (однажды так оно и случилось).

На всех кадрах с интервью использован укрупненный план. Общих планов не так много: только кадры села и квартиры. Детальные планы появляются часто: кадры с книгами, документами, письмами, готовкой на кухне.

Герой

Главный герой в этом фильме оказывается политзаключенным прошлого века. Детство (мама - агент) привело его к тому, что он стал чувствовать несостыковки в историях и ложь людей, от того стал изучать то, что, по его мнению, вызывало больше всего вопросов. Биография Булгакова попала под эту категорию. Сам герой смеется над своей судьбой: «Раньше бегал от всех, прятался, а теперь выступаю на международных симпозиумах». 3 года и 2 месяца главный герой провел в лагере общего режима, где его уважали и любили: он пересказывал сокамерникам романы Булгакова. Его рассказ о том, как он, единственный, вышел на контакт с женой писателя, говорит об эмпатии героя; а его рассказы о том, как он ухитрялся прятать документы и проводить встречи с КГБ, говорит о том, что в человеке изначально были заложены качества к такой судьбе. Ни о чем не жалея и ни перед чем не останавливаясь, он и сейчас, говорит, пережил бы такую же жизнь.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее