Основные выразительные средства кино

Сложность документального жанра заключается в длительной подготовке сбора документальных материалов, на основе которых формируется сценарий фильма, и в проблеме с точки зрения того, как будет представлен материал, в каком виде его поднести зрителю, то есть в форме подачи будущего произведения. При создании фильма очень важную роль играет не только форма подачи, но и звук, и видео.

Впервые звуковой фильм был показан в 1927 году под названием «Певец джаза». С тех пор происходит классификация использования звука: слово, музыка, шум, каждая из которых подразделяется в свою очередь еще на несколько классификаций. Так, например, слово это авторский текст, диалог, закадровый или внутренний монолог или диалог.

«В практике создания фильмов и передач не всегда в чистом виде применяется тот или другой прием. Иногда можно встать на путь их совмещения. Диалог сочетать с авторским комментарием, внутренний монолог с прямыми репликами и т.д. в зависимости от режиссерского замысла» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

В кинематографии музыку принято делить на ту, которая происходит в кадре, это может быть оркестр, радиоприемник и ту, которая за кадром, принятая решением автора, выполняющая различные функции, как отношение автора к происходящему или как выражение чувств героя или создающая определенное настроение у зрителя.

Музыкальные композиции традиционно принято делить на иллюстративные, драматургические и настроенческие. Рассмотрим все данные категории музыкальных композиций более подробно.

Иллюстративная музыка передает состояние героя и способна подчеркнуть нужное на экране, передать необходимое состояние в течение определенного времени, ее звучание не портит впечатление при просмотре картины.

Настроенческая музыка способна передать чувственную эмоциональную составляющую автора к произведению.

Драматургическая музыка способна расставить акценты дополнения содержания в фильме и поменять понимание кадров.

«Как в изобразительном ряду может идти рассказ или от автора или от имени персонажа, так и в музыке на экране, в ее функциональных возможностях существуют две позиции: позиция автора и позиция персонажа, объективное или субъективное выражение чувств, настроения, отношения к событию или к другому персонажу. Выбрать позицию -- одна из первых задач для режиссера, звукорежиссера, композитора или компилятора. Конечно, чаще всего в экранном творчестве музыка выражает авторское начало» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Еще один звуковой эффект - шумы. Различают синхронные и фоновые шумы. Более детально рассмотрим данную категорию.

Категория синхронных шумов представляет собой все шумы, главной особенностью которых является то, что источник звука находится в доступности для зрителя. Они имеют характерное единичное или повторяющееся отрывочное звучание, например, шаги человека, удары волн, стук молотка и т.д. Но при этом зритель обязательно видит источник звука.

К категории фоновых шумов относятся звуки, чье звучание непрерывное, продолжительное. Нередки случаи, когда невозможно понять источник звука, тогда шумы тоже будут принадлежать к данной категории.

Как отмечает А.Г. Соколов, шумы представляют собой драматургическую составляющую, они являются лишь показателем подлинной съемки, без прикрас, свидетельством самой жизни. Чаще всего действие трактуется зрителем, которое происходит в сопровождении шумов.

Шумы в кино играют важнейшую роль в восприятии зрителем происходящего на экране, они способны выполнять особые функции, с помощью которых достигаются поставленные режиссером разнообразные задачи. К таким функциям относятся:

  • 1. Создать живую звуковую атмосферу, происходящую на экране. Данная функция подразумевает создание прямого синхрона, которое предполагает соотношение синхронного процесса от увиденного и услышанного.
  • 2. Создать звуковой образ, который соответствует изображению и впитает дополнительные краски.
  • 3. Привнести определенные краски в настроение зрителя, затронуть его эмоциональное состояние, вводить в переживания, раскрыть все чувства, понять авторское размышление.
  • 4. Затронуть определенные драматургические моменты, внести драматургию, которая задаст эмоциональный тон. Так в мистических фильмах большое значение уделяется драматургической функции шумов, которая задает динамику фильму.
  • 5. Символизировать событие. Задача режиссера заключается в том, чтобы суметь грамотно расставить акценты, подчеркнуть важное событие в фильме. С этой задачей способны справится шумы, которые подчеркнут все самое важное, происходящее на экране.

По мнению Соколова, «шумы -- не придаток звуковых фонограмм, не затычка для звуковых дыр и провалов, а богатое самостоятельное выразительное средство. Нужно только творчески и умело им пользоваться. Иногда шумы и звуки нужно выдумывать, конструировать и сочинять, как сочиняют настоящую музыку» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Специалистами в области кинематографии выделяются еще несколько дополнительных эффектов звука, к которым относятся паузы и интершум. Пауза - это звук тишины, записанный с помощью микрофона, записанный ради выделения конкретных деталей, на которые необходимо обратить внимание зрителю. Интершум - шум, который записан в процессе видеосъемки, применяемый для передачи реальной атмосферы происходящего, в которой находится главный персонаж.

Основа любого видеофильма - это видео. Существует большое количество видов видео, например, цветное или черно-белое, негатив или сепия и так далее. Все они имеют широкое распространение в кинематографии.

Последним завершающим этапом подготовки документального фильма к выходу в свет является монтаж. Это очень ответственный и почти самый важный этап процесса подготовки документального фильма. Невозможно не согласиться с одним из основоположников теории и практики монтажного кино С. Эйзенштейном, который утверждал, что «кинематография - это прежде всего монтаж» С.М. Эйзенштейн «Монтаж (1938)». М.: Искусство, 1968. Действительно, роль монтажа очень велика при создании единого фильма. Монтажу посвящается колоссальное множество трудов и почти в любой книге по режиссуре есть отдельная глава, посвященная данному процессу. Итак, видеомонтаж - это технический процесс, который предполагает сбор всех материалов, отдельных фрагментов записей в единое целое произведение. Искусство монтажа требует монтажного мышления, т.е. осознания того, что это игра со временем и пространством. Необходимо понимать, что монтаж не планируется после произведенной съемки, он предполагается задолго до ее осуществления, нужно прекрасно осознавать, какие кадры , каким образом в дальнейшем будут соединены, в соответствии с этим правилом строить кадры. От результата грамотного монтажа зависит полная атмосфера фильма.

Специалистами выделяются два типа монтажа - это внутрикадровый и межкадровый. Монтаж по внутрикадровому направлению в кинопроизводстве прошлого столетия использовался в виде комбинированных съемок. В процессе внутрикадрового монтажа в один кадр умещают несколько разноплановых объектов. Межкадровый монтаж представляет собой процесс сбора кадров в определенной последовательности, тем самым раскрывая замысел автора. Методом выборки кадров из видеоряда собирается целостная картина с помощью монтажной программы.

Выделяют шесть видов монтажа документальных фильмов:

  • 1. Последовательный монтаж, использующийся при съемках, как игровых фильмов, так и документальных, предполагает изложение содержания картины без временных разрывов, выстроенный в хронологическом порядке. Данный вид монтажа имеет очень широкое применение в связи с его облегченной формой и простотой.
  • 2. Параллельный монтаж, используется с целью сохранения динамики фильма, полностью, исключая использование малоинтересных действий, чередуя кадры из разных сцен можно добиться большего расположения зрителя, завоевав его внимание. Данный метод монтажа позволяет сократить общую длительность сцен и эпизодов.
  • 3. Строящийся монтаж, применяющийся специально для того, чтобы подтолкнуть зрителя на мысли о следственных связях между событиями, ведь именно последовательность определяет мнение автора по поводу героев и их действиях, и формирует его дальнейшую оценку обо всем происходящем.
  • 4. Сравнительный монтаж, используется для того, чтобы придать эмоциональную окрашенность сценам и задать определенное настроение всему фильму. С помощью сравнительного монтажа реально продемонстрировать авторскую точку зрения режиссера.
  • 5. Ассоциативный монтаж, помогающий зрителю проводить аналогии образов, выявлять взаимосвязь между показанными действиями и образами, примером могут послужить образные метафоры: человек-муравей, человек-птица, и так далее. С помощью данного монтажа зрителю навязывается мнение обусловленности явлений и символичности происходящего.
  • 6. Интеллектуальный монтаж используется для того, чтобы проиллюстрировать и отобразить мысли, воспоминания. Чаще всего данный монтаж используется вначале и в конце обработки фильма, который отображает реальные и мыслимые объекты.

С целью придания фильму эмоциональной окрашенности, выразительности, экспрессии режиссеру необходимо использовать такие средства, как контрапункт и метафору.

По энциклопедическим данным, контрапункт - это слияние двух или более голосов в одновременное звучание Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998. В искусстве кинематографа контрапункт это взаимодействие движения кадров, музыки и шумов в определенный момент времени. Наиболее ярким представляется контрапункт, в котором смысловой пласт, т.е. изображение находится в контрасте со звуком. Советский режиссер театра и кино Сергей Эйзенштейн отмечает, что наличие контрапункта в самой музыке привносит дополнительный оттенок фильму.

Соотнесение музыки с изображаемыми событиями по принципу выражения противоположного специалисты называют авторской оценкой. «Такое творческое звукозрительное решение может нести в себе моральный, философский или иронический подтекст, но во всех случаях это будет драматургическая музыка, ибо она раскрывает некую часть общего смысла сцены или эпизода, который режиссер намеревался выразить и передать зрителям» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Другим выразительным средством в кинематографии является метафора. Метафора в кино - это, несомненно, очень интересное явление, которая иллюстрирует образ и дает место для фантазии зрителя. Она используется не только в художественных фильмах, в игровом кино, но также и в документалистике, в неигровых формах кинематографа. По данным литературного словаря, метафора - это выразительное средство, в основе которого лежит ассоциация сходства или аналогии образов Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998, иными словами метафора - это язык образов. Метафора в документальном кино обращена к бытовому сознанию зрителя, поэтому авторы используют упрощенные метафорические выражения, которые будут понятны простому зрителю. Глаза - зеркало души человека, черные тучи - опасность, часы - ускользающее время и другие.

Традиционно в кинематографии выделяется две группы метафор, видео метафоры и звуковые метафоры. Первые делятся еще на повторные, развивающиеся, завершающие и метафоры -противопоставления.

Выразительные средства кинематографа -- художественные средства, посредством которых осуществляется раскрытие темы и главной идеи кинофильма. Основными средствами выразительности в искусстве кино являются кинематографические планы, специальные переходы между кадрами и эпизодами, организация пространства и времени и монтаж.

Важным моментом в кинематографии является план, задачей которого состоит в определении характера изображения в композиции. План выражается в соотношении объекта с фоном, а также выступает в качестве результата изменения расстояния между объектом и камерой. На смену планов непосредственно влияют характерные особенности человеческого восприятия.

Для того, чтобы понять и оценить важность плана в кинопроизведении, можно провести эксперимент: наблюдая за происходящим на улице, человек сосредотачивает внимание на том, что его больше всего интересует в тот или иной момент. Эксперимент заключается в том, чтобы определить механизм собственного восприятия. В зависимости от того, что нас интересует в данный момент мы осматриваем улицу, проезжающий ли это автобус, его номер, или же выходящие из него люди. Мы сосредотачиваем свой взгляд на то, что находится в поле зрения наших интересов на данный момент. Так же происходит и в кинематографии при выборе плана, который способен обратить внимание зрителя на важные элементы, детали окружения.

Последовательность и очередность расположения планов прежде всего зависит от логически выстроенной цепочки событий, развивающихся действий.

В синематографии выделяются три основных плана - это общий план, средний и крупный. Рассмотрим особенности каждого из них более детально.

Общий план охватывает действия в целом, где действующие лица лишь в роли мелких элементов, расположенные на общем фоне. Он показывает все действия, происходящие в окружающей обстановке.

В основном, общий план используют для того, чтобы показать место действия, познакомить с ним зрителя. Общим планом начинаются и заканчиваются документальные фильмы. Такой тип плана помогает установить соотношения между элементами кадра. Общий план должен быть довольно-таки длинным, так как количество элементов в нем очень много, зрителю необходимо время, чтобы с ними ознакомиться.

Полусредний план помогает обратить внимание зрителя с фона на героя. Данный план используется например при диалогах , когда необходимо обратить внимание именно на персонажа. В таких случаях план фокусируется на особенностях игры актеров.

При использовании среднего плана люди видны до колен или до пояса.

Укрупненный план, как и средний, служит для концентрации внимания на персонажа, но более лучше, помогающий следить за мимикой лица человека, способный подчеркнуть его состояние. Чаще всего укрупненный план используется в психологических целях. В документальных фильмах данный план позволяет переключиться с полного образа человекам на более детальное его рассмотрение. Стоит отметить, что в укрупненном плане человека снимают по грудь.

В крупном плане операторы прибегают к увеличению человеческих лиц, и чаще всего им заканчиваются сцены. Данный план очень хорошо подходит для передачи красоты женского лица, либо в фильмах о природе позволяет более детального рассмотреть насекомого, элементы какого-либо минерала. Крупный план используется для создания настроения.

Для правильного оформления композиции фильма и его выразительности план имеет колоссальное значение, именно от выбора плана будет зависеть эффективность работы. Очевидно, что в основном деление планов связано со съемкой человека, но в некоторых документальных фильмах существуют и другие главные объекты, вокруг которых строится целостная картина. Главным для режиссера и операторов будет правильным расставить акценты, ведь план - это главная составляющая композиции.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >