Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Герои в российском авторском документальном кино

Основные выразительные средства кино

Сложность документального жанра заключается в длительной подготовке сбора документальных материалов, на основе которых формируется сценарий фильма, и в проблеме с точки зрения того, как будет представлен материал, в каком виде его поднести зрителю, то есть в форме подачи будущего произведения. При создании фильма очень важную роль играет не только форма подачи, но и звук, и видео.

Впервые звуковой фильм был показан в 1927 году под названием «Певец джаза». С тех пор происходит классификация использования звука: слово, музыка, шум, каждая из которых подразделяется в свою очередь еще на несколько классификаций. Так, например, слово это авторский текст, диалог, закадровый или внутренний монолог или диалог.

«В практике создания фильмов и передач не всегда в чистом виде применяется тот или другой прием. Иногда можно встать на путь их совмещения. Диалог сочетать с авторским комментарием, внутренний монолог с прямыми репликами и т.д. в зависимости от режиссерского замысла» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

В кинематографии музыку принято делить на ту, которая происходит в кадре, это может быть оркестр, радиоприемник и ту, которая за кадром, принятая решением автора, выполняющая различные функции, как отношение автора к происходящему или как выражение чувств героя или создающая определенное настроение у зрителя.

Музыкальные композиции традиционно принято делить на иллюстративные, драматургические и настроенческие. Рассмотрим все данные категории музыкальных композиций более подробно.

Иллюстративная музыка передает состояние героя и способна подчеркнуть нужное на экране, передать необходимое состояние в течение определенного времени, ее звучание не портит впечатление при просмотре картины.

Настроенческая музыка способна передать чувственную эмоциональную составляющую автора к произведению.

Драматургическая музыка способна расставить акценты дополнения содержания в фильме и поменять понимание кадров.

«Как в изобразительном ряду может идти рассказ или от автора или от имени персонажа, так и в музыке на экране, в ее функциональных возможностях существуют две позиции: позиция автора и позиция персонажа, объективное или субъективное выражение чувств, настроения, отношения к событию или к другому персонажу. Выбрать позицию -- одна из первых задач для режиссера, звукорежиссера, композитора или компилятора. Конечно, чаще всего в экранном творчестве музыка выражает авторское начало» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Еще один звуковой эффект - шумы. Различают синхронные и фоновые шумы. Более детально рассмотрим данную категорию.

Категория синхронных шумов представляет собой все шумы, главной особенностью которых является то, что источник звука находится в доступности для зрителя. Они имеют характерное единичное или повторяющееся отрывочное звучание, например, шаги человека, удары волн, стук молотка и т.д. Но при этом зритель обязательно видит источник звука.

К категории фоновых шумов относятся звуки, чье звучание непрерывное, продолжительное. Нередки случаи, когда невозможно понять источник звука, тогда шумы тоже будут принадлежать к данной категории.

Как отмечает А.Г. Соколов, шумы представляют собой драматургическую составляющую, они являются лишь показателем подлинной съемки, без прикрас, свидетельством самой жизни. Чаще всего действие трактуется зрителем, которое происходит в сопровождении шумов.

Шумы в кино играют важнейшую роль в восприятии зрителем происходящего на экране, они способны выполнять особые функции, с помощью которых достигаются поставленные режиссером разнообразные задачи. К таким функциям относятся:

  • 1. Создать живую звуковую атмосферу, происходящую на экране. Данная функция подразумевает создание прямого синхрона, которое предполагает соотношение синхронного процесса от увиденного и услышанного.
  • 2. Создать звуковой образ, который соответствует изображению и впитает дополнительные краски.
  • 3. Привнести определенные краски в настроение зрителя, затронуть его эмоциональное состояние, вводить в переживания, раскрыть все чувства, понять авторское размышление.
  • 4. Затронуть определенные драматургические моменты, внести драматургию, которая задаст эмоциональный тон. Так в мистических фильмах большое значение уделяется драматургической функции шумов, которая задает динамику фильму.
  • 5. Символизировать событие. Задача режиссера заключается в том, чтобы суметь грамотно расставить акценты, подчеркнуть важное событие в фильме. С этой задачей способны справится шумы, которые подчеркнут все самое важное, происходящее на экране.

По мнению Соколова, «шумы -- не придаток звуковых фонограмм, не затычка для звуковых дыр и провалов, а богатое самостоятельное выразительное средство. Нужно только творчески и умело им пользоваться. Иногда шумы и звуки нужно выдумывать, конструировать и сочинять, как сочиняют настоящую музыку» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Специалистами в области кинематографии выделяются еще несколько дополнительных эффектов звука, к которым относятся паузы и интершум. Пауза - это звук тишины, записанный с помощью микрофона, записанный ради выделения конкретных деталей, на которые необходимо обратить внимание зрителю. Интершум - шум, который записан в процессе видеосъемки, применяемый для передачи реальной атмосферы происходящего, в которой находится главный персонаж.

Основа любого видеофильма - это видео. Существует большое количество видов видео, например, цветное или черно-белое, негатив или сепия и так далее. Все они имеют широкое распространение в кинематографии.

Последним завершающим этапом подготовки документального фильма к выходу в свет является монтаж. Это очень ответственный и почти самый важный этап процесса подготовки документального фильма. Невозможно не согласиться с одним из основоположников теории и практики монтажного кино С. Эйзенштейном, который утверждал, что «кинематография - это прежде всего монтаж» С.М. Эйзенштейн «Монтаж (1938)». М.: Искусство, 1968. Действительно, роль монтажа очень велика при создании единого фильма. Монтажу посвящается колоссальное множество трудов и почти в любой книге по режиссуре есть отдельная глава, посвященная данному процессу. Итак, видеомонтаж - это технический процесс, который предполагает сбор всех материалов, отдельных фрагментов записей в единое целое произведение. Искусство монтажа требует монтажного мышления, т.е. осознания того, что это игра со временем и пространством. Необходимо понимать, что монтаж не планируется после произведенной съемки, он предполагается задолго до ее осуществления, нужно прекрасно осознавать, какие кадры , каким образом в дальнейшем будут соединены, в соответствии с этим правилом строить кадры. От результата грамотного монтажа зависит полная атмосфера фильма.

Специалистами выделяются два типа монтажа - это внутрикадровый и межкадровый. Монтаж по внутрикадровому направлению в кинопроизводстве прошлого столетия использовался в виде комбинированных съемок. В процессе внутрикадрового монтажа в один кадр умещают несколько разноплановых объектов. Межкадровый монтаж представляет собой процесс сбора кадров в определенной последовательности, тем самым раскрывая замысел автора. Методом выборки кадров из видеоряда собирается целостная картина с помощью монтажной программы.

Выделяют шесть видов монтажа документальных фильмов:

  • 1. Последовательный монтаж, использующийся при съемках, как игровых фильмов, так и документальных, предполагает изложение содержания картины без временных разрывов, выстроенный в хронологическом порядке. Данный вид монтажа имеет очень широкое применение в связи с его облегченной формой и простотой.
  • 2. Параллельный монтаж, используется с целью сохранения динамики фильма, полностью, исключая использование малоинтересных действий, чередуя кадры из разных сцен можно добиться большего расположения зрителя, завоевав его внимание. Данный метод монтажа позволяет сократить общую длительность сцен и эпизодов.
  • 3. Строящийся монтаж, применяющийся специально для того, чтобы подтолкнуть зрителя на мысли о следственных связях между событиями, ведь именно последовательность определяет мнение автора по поводу героев и их действиях, и формирует его дальнейшую оценку обо всем происходящем.
  • 4. Сравнительный монтаж, используется для того, чтобы придать эмоциональную окрашенность сценам и задать определенное настроение всему фильму. С помощью сравнительного монтажа реально продемонстрировать авторскую точку зрения режиссера.
  • 5. Ассоциативный монтаж, помогающий зрителю проводить аналогии образов, выявлять взаимосвязь между показанными действиями и образами, примером могут послужить образные метафоры: человек-муравей, человек-птица, и так далее. С помощью данного монтажа зрителю навязывается мнение обусловленности явлений и символичности происходящего.
  • 6. Интеллектуальный монтаж используется для того, чтобы проиллюстрировать и отобразить мысли, воспоминания. Чаще всего данный монтаж используется вначале и в конце обработки фильма, который отображает реальные и мыслимые объекты.

С целью придания фильму эмоциональной окрашенности, выразительности, экспрессии режиссеру необходимо использовать такие средства, как контрапункт и метафору.

По энциклопедическим данным, контрапункт - это слияние двух или более голосов в одновременное звучание Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998. В искусстве кинематографа контрапункт это взаимодействие движения кадров, музыки и шумов в определенный момент времени. Наиболее ярким представляется контрапункт, в котором смысловой пласт, т.е. изображение находится в контрасте со звуком. Советский режиссер театра и кино Сергей Эйзенштейн отмечает, что наличие контрапункта в самой музыке привносит дополнительный оттенок фильму.

Соотнесение музыки с изображаемыми событиями по принципу выражения противоположного специалисты называют авторской оценкой. «Такое творческое звукозрительное решение может нести в себе моральный, философский или иронический подтекст, но во всех случаях это будет драматургическая музыка, ибо она раскрывает некую часть общего смысла сцены или эпизода, который режиссер намеревался выразить и передать зрителям» Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». - М., 2001.

Другим выразительным средством в кинематографии является метафора. Метафора в кино - это, несомненно, очень интересное явление, которая иллюстрирует образ и дает место для фантазии зрителя. Она используется не только в художественных фильмах, в игровом кино, но также и в документалистике, в неигровых формах кинематографа. По данным литературного словаря, метафора - это выразительное средство, в основе которого лежит ассоциация сходства или аналогии образов Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998, иными словами метафора - это язык образов. Метафора в документальном кино обращена к бытовому сознанию зрителя, поэтому авторы используют упрощенные метафорические выражения, которые будут понятны простому зрителю. Глаза - зеркало души человека, черные тучи - опасность, часы - ускользающее время и другие.

Традиционно в кинематографии выделяется две группы метафор, видео метафоры и звуковые метафоры. Первые делятся еще на повторные, развивающиеся, завершающие и метафоры -противопоставления.

Выразительные средства кинематографа -- художественные средства, посредством которых осуществляется раскрытие темы и главной идеи кинофильма. Основными средствами выразительности в искусстве кино являются кинематографические планы, специальные переходы между кадрами и эпизодами, организация пространства и времени и монтаж.

Важным моментом в кинематографии является план, задачей которого состоит в определении характера изображения в композиции. План выражается в соотношении объекта с фоном, а также выступает в качестве результата изменения расстояния между объектом и камерой. На смену планов непосредственно влияют характерные особенности человеческого восприятия.

Для того, чтобы понять и оценить важность плана в кинопроизведении, можно провести эксперимент: наблюдая за происходящим на улице, человек сосредотачивает внимание на том, что его больше всего интересует в тот или иной момент. Эксперимент заключается в том, чтобы определить механизм собственного восприятия. В зависимости от того, что нас интересует в данный момент мы осматриваем улицу, проезжающий ли это автобус, его номер, или же выходящие из него люди. Мы сосредотачиваем свой взгляд на то, что находится в поле зрения наших интересов на данный момент. Так же происходит и в кинематографии при выборе плана, который способен обратить внимание зрителя на важные элементы, детали окружения.

Последовательность и очередность расположения планов прежде всего зависит от логически выстроенной цепочки событий, развивающихся действий.

В синематографии выделяются три основных плана - это общий план, средний и крупный. Рассмотрим особенности каждого из них более детально.

Общий план охватывает действия в целом, где действующие лица лишь в роли мелких элементов, расположенные на общем фоне. Он показывает все действия, происходящие в окружающей обстановке.

В основном, общий план используют для того, чтобы показать место действия, познакомить с ним зрителя. Общим планом начинаются и заканчиваются документальные фильмы. Такой тип плана помогает установить соотношения между элементами кадра. Общий план должен быть довольно-таки длинным, так как количество элементов в нем очень много, зрителю необходимо время, чтобы с ними ознакомиться.

Полусредний план помогает обратить внимание зрителя с фона на героя. Данный план используется например при диалогах , когда необходимо обратить внимание именно на персонажа. В таких случаях план фокусируется на особенностях игры актеров.

При использовании среднего плана люди видны до колен или до пояса.

Укрупненный план, как и средний, служит для концентрации внимания на персонажа, но более лучше, помогающий следить за мимикой лица человека, способный подчеркнуть его состояние. Чаще всего укрупненный план используется в психологических целях. В документальных фильмах данный план позволяет переключиться с полного образа человекам на более детальное его рассмотрение. Стоит отметить, что в укрупненном плане человека снимают по грудь.

В крупном плане операторы прибегают к увеличению человеческих лиц, и чаще всего им заканчиваются сцены. Данный план очень хорошо подходит для передачи красоты женского лица, либо в фильмах о природе позволяет более детального рассмотреть насекомого, элементы какого-либо минерала. Крупный план используется для создания настроения.

Для правильного оформления композиции фильма и его выразительности план имеет колоссальное значение, именно от выбора плана будет зависеть эффективность работы. Очевидно, что в основном деление планов связано со съемкой человека, но в некоторых документальных фильмах существуют и другие главные объекты, вокруг которых строится целостная картина. Главным для режиссера и операторов будет правильным расставить акценты, ведь план - это главная составляющая композиции.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее