Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow СМИ и аудитория: концепция партнерства

Аудитория СМИ

Одним из важнейших условий для функционирования любого СМИ -- печатного, онлайн, радио, телевидения -- является наличие массовой аудитории, которая обладает различными информационными потребностями, коммуникационными особенностями, а также способностью влияния на каналы распространения информации.

В конце 30-х годов XX века Герберт Блумер, американский социолог и психолог, обозначил «аудиторию» как новую форму коллективности, которая возникла вследствие изменений в экономической сфере общества и развития СМИ. Ученый определил ее как некую раздробленную совокупность людей, между которыми отсутствует взаимодействие и, как следствие, отношения. Кроме того, «аудиторию» обуславливает неоднородный и постоянно меняющийся состав.

Согласно социологической теории понятие «аудитория» определяет положение масс в системе массовой информации. Благодаря таким понятиям как «издатель», «журналист», «аудитория» возможно описать функции, роли и место различных социальных субъектов в системе взаимоотношений. Понятие «аудитория» исторически было закреплено за субъектом, потребляющим информацию и являющимся объектом воздействия. В системе массовой информации также действуют свои институты со своими функциями -- сбором информации, ее обработкой и распространением, а также массы, для которых предоставляется информация. Подобное положение вещей описывает функциональные отношения между участниками массовой коммуникации -- издателем, журналистом, аудиторией.

Однако в последнее время ситуация трансформируется, что, во-первых, связано с меняющейся моделью бизнеса, а во-вторых, с развитием социальных сетей и выходом тех же печатных СМИ в Интернет, где у аудитории есть больше возможностей для взаимодействия между собой, с представителями издания. Например, возможность комментировать материалы, отправлять по электронной почте свои замечания или идеи автору статьи, общаться с другими читателями издания, участвовать в опросах и дискуссиях. Процесс налаживания контактов и взаимодействия двух структур -- СМИ и аудитории, становится не только интерактивным, но и более быстрым. У издания появляется возможность отследить реакцию своей аудитории на публикации, получить мнение, отзыв, тем самым скорректировав свою работу в дальнейшем.

Каждый из нас изначально вступает в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности. Д. МакКуэйл, британский ученый, предложил классификацию потребностей которые люди удовлетворяют при помощи СМИ:

Таблица 2

Тип потребности

Цель

Информационные потребности

Возможность ориентироваться в окружающей действительности, тяга к новым знаниям, получение новой информации, поиск совета

Потребность в самоидентификации

Подкрепление своих взглядов на жизнь и окружающую действительность, поиск модели поведения, сопоставление себя с другими, самоанализ

Потребность в социальном взаимодействии

Принадлежность к обществу, поиск контактов, помощь в выборе социальных ролей, поиск тем для обсуждения с другими людьми, замена реального общения

Потребность в развлечении

Уход от действительности, заполнение времени, получение культурного и эстетического удовольствия, снятие напряжения, отдых

В рамках концепции партнерства журналисту необходимо брать во внимание не только потребности своей аудитории СМИ, которая занимает важное место и роль в журналистском процессе, потому что главные задачи, которые стоят перед данным видом отношений -- увеличить заинтересованность людей в важных, социальных, политических, экономических и других общественных проблемах, научить их отстаивать свою гражданскую позицию и быть заинтересованными в происходящем в окружающей нас действительности.

Для того, чтобы установить связь со своей аудиторией, необходимо иметь о ней представление. Выше было сказано о важности представления о потребностях человека, который обращается к тому или иному СМИ. Помимо этого журналист должен быть осведомлен о социально-демографических характеристиках аудитории, подразумевающих пол, возраст, образование, профессию. И, конечно, важно знать о социальной-ориентации аудитории -- ее желаниях, отношении к жизни, целях, которые она хочет достичь. Еще один аспект -- информационное поведение, включающее в себя интересы, предпочтения, запросы, мотивы, базирующиеся на потребностях человека. Без этого понимания и знания своей аудитории журналисту придется ориентироваться на абстрактного читателя, что сразу же ставит под сомнение возможность возникновения диалога и, как следствие, партнерских отношений. Зная и учитывая все особенности своей аудитории, у журналиста сложится верное представление о том, в чем осведомлена аудитория, какие установки необходимо скорректировать, что поддержать и развивать в ее сложившейся информационной картине для того, чтобы добиться информированности аудитории по важным вопросам.

Принято различать несколько видов аудитории -- потенциальную, целевую и реальную. Кроме того, выделяются еще несколько видов, как регулярная и нерегулярная аудитория.

Под понятие потенциальная аудитория попадает все население страны в возрасте от 5 лет. Целевая аудитория -- это группа людей, для которой изначально предназначено то или иное СМИ, на которую оно ориентируется в первую очередь, прописывая бизнес-план и в дальнейшем создавая контент и реализуя свою деятельность. Стоит отметить, что целевая аудитория -- часть потенциальной аудитории, которую объединяют базовые социальные характеристики (пол, возраст, социальный статус), а также базовые ценности, ориентиры, образ жизни, профессиональная принадлежность, социальный статус и так далее. И, наконец, реальная аудитория -- а именно та часть, которая является непосредственным читателем, слушателем или зрителем средства массовой информации. Здесь стоит сказать о том, что соответствие целевой аудитории реальной сложившейся по величине и составу является одним из важнейших критериев, определяющих жизнеспособность медиа.

В рамках исследования также стоит сказать о таком важной характеристики аудитории, как характеристика участия в производстве и ретрансляции информации, связанной с внештатным сотрудничеством аудитории со СМИ, обсуждение полученной информации с другими представителями аудитории и ее использование в различных сферах деятельности. Во многом данная характеристика получила развитие благодаря Интернету и появлению онлайн площадок. Сегодня у аудитории СМИ есть возможность комментировать материалы, предлагать свои собственные темы для обсуждения и написания материалов. Сегодня онлайн аудитория изданий во много раз превосходит печатные, что не могло не повлиять на изменение вектора отношений между СМИ и аудиторией.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее