Аудитория СМИ

Одним из важнейших условий для функционирования любого СМИ -- печатного, онлайн, радио, телевидения -- является наличие массовой аудитории, которая обладает различными информационными потребностями, коммуникационными особенностями, а также способностью влияния на каналы распространения информации.

В конце 30-х годов XX века Герберт Блумер, американский социолог и психолог, обозначил «аудиторию» как новую форму коллективности, которая возникла вследствие изменений в экономической сфере общества и развития СМИ. Ученый определил ее как некую раздробленную совокупность людей, между которыми отсутствует взаимодействие и, как следствие, отношения. Кроме того, «аудиторию» обуславливает неоднородный и постоянно меняющийся состав.

Согласно социологической теории понятие «аудитория» определяет положение масс в системе массовой информации. Благодаря таким понятиям как «издатель», «журналист», «аудитория» возможно описать функции, роли и место различных социальных субъектов в системе взаимоотношений. Понятие «аудитория» исторически было закреплено за субъектом, потребляющим информацию и являющимся объектом воздействия. В системе массовой информации также действуют свои институты со своими функциями -- сбором информации, ее обработкой и распространением, а также массы, для которых предоставляется информация. Подобное положение вещей описывает функциональные отношения между участниками массовой коммуникации -- издателем, журналистом, аудиторией.

Однако в последнее время ситуация трансформируется, что, во-первых, связано с меняющейся моделью бизнеса, а во-вторых, с развитием социальных сетей и выходом тех же печатных СМИ в Интернет, где у аудитории есть больше возможностей для взаимодействия между собой, с представителями издания. Например, возможность комментировать материалы, отправлять по электронной почте свои замечания или идеи автору статьи, общаться с другими читателями издания, участвовать в опросах и дискуссиях. Процесс налаживания контактов и взаимодействия двух структур -- СМИ и аудитории, становится не только интерактивным, но и более быстрым. У издания появляется возможность отследить реакцию своей аудитории на публикации, получить мнение, отзыв, тем самым скорректировав свою работу в дальнейшем.

Каждый из нас изначально вступает в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности. Д. МакКуэйл, британский ученый, предложил классификацию потребностей которые люди удовлетворяют при помощи СМИ:

Таблица 2

Тип потребности

Цель

Информационные потребности

Возможность ориентироваться в окружающей действительности, тяга к новым знаниям, получение новой информации, поиск совета

Потребность в самоидентификации

Подкрепление своих взглядов на жизнь и окружающую действительность, поиск модели поведения, сопоставление себя с другими, самоанализ

Потребность в социальном взаимодействии

Принадлежность к обществу, поиск контактов, помощь в выборе социальных ролей, поиск тем для обсуждения с другими людьми, замена реального общения

Потребность в развлечении

Уход от действительности, заполнение времени, получение культурного и эстетического удовольствия, снятие напряжения, отдых

В рамках концепции партнерства журналисту необходимо брать во внимание не только потребности своей аудитории СМИ, которая занимает важное место и роль в журналистском процессе, потому что главные задачи, которые стоят перед данным видом отношений -- увеличить заинтересованность людей в важных, социальных, политических, экономических и других общественных проблемах, научить их отстаивать свою гражданскую позицию и быть заинтересованными в происходящем в окружающей нас действительности.

Для того, чтобы установить связь со своей аудиторией, необходимо иметь о ней представление. Выше было сказано о важности представления о потребностях человека, который обращается к тому или иному СМИ. Помимо этого журналист должен быть осведомлен о социально-демографических характеристиках аудитории, подразумевающих пол, возраст, образование, профессию. И, конечно, важно знать о социальной-ориентации аудитории -- ее желаниях, отношении к жизни, целях, которые она хочет достичь. Еще один аспект -- информационное поведение, включающее в себя интересы, предпочтения, запросы, мотивы, базирующиеся на потребностях человека. Без этого понимания и знания своей аудитории журналисту придется ориентироваться на абстрактного читателя, что сразу же ставит под сомнение возможность возникновения диалога и, как следствие, партнерских отношений. Зная и учитывая все особенности своей аудитории, у журналиста сложится верное представление о том, в чем осведомлена аудитория, какие установки необходимо скорректировать, что поддержать и развивать в ее сложившейся информационной картине для того, чтобы добиться информированности аудитории по важным вопросам.

Принято различать несколько видов аудитории -- потенциальную, целевую и реальную. Кроме того, выделяются еще несколько видов, как регулярная и нерегулярная аудитория.

Под понятие потенциальная аудитория попадает все население страны в возрасте от 5 лет. Целевая аудитория -- это группа людей, для которой изначально предназначено то или иное СМИ, на которую оно ориентируется в первую очередь, прописывая бизнес-план и в дальнейшем создавая контент и реализуя свою деятельность. Стоит отметить, что целевая аудитория -- часть потенциальной аудитории, которую объединяют базовые социальные характеристики (пол, возраст, социальный статус), а также базовые ценности, ориентиры, образ жизни, профессиональная принадлежность, социальный статус и так далее. И, наконец, реальная аудитория -- а именно та часть, которая является непосредственным читателем, слушателем или зрителем средства массовой информации. Здесь стоит сказать о том, что соответствие целевой аудитории реальной сложившейся по величине и составу является одним из важнейших критериев, определяющих жизнеспособность медиа.

В рамках исследования также стоит сказать о таком важной характеристики аудитории, как характеристика участия в производстве и ретрансляции информации, связанной с внештатным сотрудничеством аудитории со СМИ, обсуждение полученной информации с другими представителями аудитории и ее использование в различных сферах деятельности. Во многом данная характеристика получила развитие благодаря Интернету и появлению онлайн площадок. Сегодня у аудитории СМИ есть возможность комментировать материалы, предлагать свои собственные темы для обсуждения и написания материалов. Сегодня онлайн аудитория изданий во много раз превосходит печатные, что не могло не повлиять на изменение вектора отношений между СМИ и аудиторией.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >