Заключение

В работе была поставлена задача выявить тенденции в развитии языка молодежных СМИ в городе Горьком и Нижнем Новгороде в период с 1989 по 2015 годы. В качестве материала исследования были использованы архивы газет «Ленинская смена» и «Селедка», которые были проанализированы и обработаны с помощью самостоятельно разработанного компьютерного инструментария. Анализ изменения тематики публикаций газет свидетельствует не только о предпочтениях читателей - горьковской, а затем нижегородской молодежи. Изменение этих предпочтений неизбежно влечет за собой и изменения в использовании языковых средств, рассмотрение которых на достаточно большом промежутке времени можно считать тенденцией.

Период исследования был определен с начала 90-х годов прошлого столетия (1989 - 1992 годы) по настоящее время (2012 - 2015 годы). Выбор таких временных промежутков объясняется тем, что в этот период произошли глобальные изменения в социально-политической жизни России. Эти изменения происходили не одномоментно, изменения накапливались в течение достаточного длительного периода. Сравнение тематики газет и лексического состава публикаций в точках начала и конца наблюдаемого отрезка времени можно считать вектором этих изменений, в чем заключается гипотеза исследования

Региональная газета «Ленинская смена» в период с 1989 по 1992 годы имела гораздо больший охват различной тематики, чем газета «Селедка» в период с 2012 по 2015 год. Это может объясняться тем, что молодежные печатные СМИ в настоящее время теряют популярность в связи с развитием интернет-СМИ. Однако, в устных беседах нижегородская молодежь отмечает определенную «статусность» печатных СМИ, их меньшая доступность делает их привлекательными. Таким образом, можно утверждать, что определенный спад в печатной прессе для молодежи существует, но данный тип СМИ не пропадет полностью, так как имеет свою аудиторию.

Были выявлены количественные изменения в тематике статей в двух выбранных для исследования отрезках времени. Количество статей на темы «Торговля», «Спорт», «Политика» и «Иностранцы» значительно снизилось в период 2012-2015 гг. по сравнению с 1989-1992 гг. Это объясняется следующими факторами:

Из-за изменчивой экономической ситуации тема «Торговля» волновала молодежь в начале 90-х годов, им важно было получать последние новости из этой области. В настоящее время ситуация стала более стабильной.

Тема «Спорт» в современных молодежных СМИ практически не поднимается, так как существует большое количество специализированных онлайн-изданий, которые выполняют все нужные молодежи функции: от информирования о ходе матча до выкладывания на сайт лучших моментов игры.

Количественные изменения в теме «Политика» не говорят о том, что интерес молодежи к политическим новостям и аналитике упал. Однако в настоящее время в молодежной прессе отдается предпочтение развлекательным материалам, тогда как о политике можно прочитать в изданиях для старшего поколения.

Тема «Иностранцы» в «Ленинской смене» охватывала, в основном, перевод иностранных новостей из мировых СМИ. С появлением сети Интернет потребность узнавать зарубежные новости из печатной прессы исчезла.

Кроме того, в 2012-2015 гг. исчезли такие темы как «Армия», «Криминал», «Патриотизм», «Работа», «Реклама», «Секс», «Фантастика».

Количество статей на темы «Еда», «Город», а также по объединенной тематической группе «Массовая культура» значительно возросло. Это объясняется тем, что, во-первых, в современной молодежной прессе большое внимание уделяется массовой культуре, которая отличается от культуры старшего поколения и требует отдельного освещения, во-вторых, возрос интерес молодежи к истории города, к желанию сохранить исторические памятники, в-третьих, в молодежной среде наблюдается рост интереса к советскому быту и культуре, в том числе, например, к историям о кухне и рецептах блюд СССР. Кроме того, в 2012-2015 гг. появился интерес к темам «Архитектура» и «Интернет».

Гипотезой исследования предполагалось, что изменение тематики публикаций находит свое отражение в лексическом составе языка молодежных СМИ. Для проверки этого предположения были рассмотрены две наиболее активно изменяющиеся лексические группы - заимствования и жаргонизмы. Количество как заимствований, так и жаргонизмов в период 2012-2015 гг. оказалось в несколько раз превышающим их количество в период 1989-1992 гг.

Заимствования в статьях периода 1989-1992 гг. в основном относились к теме «Экономика», что было связано прежде всего с переходом страны на рыночную экономику и увеличением объема публикаций на эту тему.

Для периода 2012-2015 гг. оказалось сложным распределить заимствования по тематическим группам, так как в анализируемой газете резко возросло количество иноязычных лексических единиц широкого значения, употребление практически каждого из которых распространяется сразу на несколько тематических групп. Активное использование заимствований в региональной молодежной прессе может объясняться желанием соответствовать процессам языковых изменений в речи молодежи - основного читателя.

Употребление жаргонизмов в период 1989-1992 в основном ограничивается статьями на темы, в которых данная лексика уместна - описание жизни неблагополучных социальных слоев города. Большое количество околоцензурной и нецензурной лексики (до принятия закона о запрете подобной лексики в СМИ) в «Селедке», в том числе и в интервью с деятелями культуры свидетельствует о том, что в современном молодежном социуме произошел сдвиг в системе взглядов и культурных ценностей. Это имеет следствием перераспределение языковых средств между коммуникативными ситуациями и желанием приблизиться по стилю изложения к речи молодежи. Язык молодежных СМИ продолжает активно фиксировать изменения в обществе, а значит и языке, однако, нужно принимать во внимание тот факт, что язык современной прессы в поисках экстремальной выразительности нередко выходит за рамки языковых норм.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >