Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тенденции развития языка нижегородской прессы

Заключение

В работе была поставлена задача выявить тенденции в развитии языка молодежных СМИ в городе Горьком и Нижнем Новгороде в период с 1989 по 2015 годы. В качестве материала исследования были использованы архивы газет «Ленинская смена» и «Селедка», которые были проанализированы и обработаны с помощью самостоятельно разработанного компьютерного инструментария. Анализ изменения тематики публикаций газет свидетельствует не только о предпочтениях читателей - горьковской, а затем нижегородской молодежи. Изменение этих предпочтений неизбежно влечет за собой и изменения в использовании языковых средств, рассмотрение которых на достаточно большом промежутке времени можно считать тенденцией.

Период исследования был определен с начала 90-х годов прошлого столетия (1989 - 1992 годы) по настоящее время (2012 - 2015 годы). Выбор таких временных промежутков объясняется тем, что в этот период произошли глобальные изменения в социально-политической жизни России. Эти изменения происходили не одномоментно, изменения накапливались в течение достаточного длительного периода. Сравнение тематики газет и лексического состава публикаций в точках начала и конца наблюдаемого отрезка времени можно считать вектором этих изменений, в чем заключается гипотеза исследования

Региональная газета «Ленинская смена» в период с 1989 по 1992 годы имела гораздо больший охват различной тематики, чем газета «Селедка» в период с 2012 по 2015 год. Это может объясняться тем, что молодежные печатные СМИ в настоящее время теряют популярность в связи с развитием интернет-СМИ. Однако, в устных беседах нижегородская молодежь отмечает определенную «статусность» печатных СМИ, их меньшая доступность делает их привлекательными. Таким образом, можно утверждать, что определенный спад в печатной прессе для молодежи существует, но данный тип СМИ не пропадет полностью, так как имеет свою аудиторию.

Были выявлены количественные изменения в тематике статей в двух выбранных для исследования отрезках времени. Количество статей на темы «Торговля», «Спорт», «Политика» и «Иностранцы» значительно снизилось в период 2012-2015 гг. по сравнению с 1989-1992 гг. Это объясняется следующими факторами:

Из-за изменчивой экономической ситуации тема «Торговля» волновала молодежь в начале 90-х годов, им важно было получать последние новости из этой области. В настоящее время ситуация стала более стабильной.

Тема «Спорт» в современных молодежных СМИ практически не поднимается, так как существует большое количество специализированных онлайн-изданий, которые выполняют все нужные молодежи функции: от информирования о ходе матча до выкладывания на сайт лучших моментов игры.

Количественные изменения в теме «Политика» не говорят о том, что интерес молодежи к политическим новостям и аналитике упал. Однако в настоящее время в молодежной прессе отдается предпочтение развлекательным материалам, тогда как о политике можно прочитать в изданиях для старшего поколения.

Тема «Иностранцы» в «Ленинской смене» охватывала, в основном, перевод иностранных новостей из мировых СМИ. С появлением сети Интернет потребность узнавать зарубежные новости из печатной прессы исчезла.

Кроме того, в 2012-2015 гг. исчезли такие темы как «Армия», «Криминал», «Патриотизм», «Работа», «Реклама», «Секс», «Фантастика».

Количество статей на темы «Еда», «Город», а также по объединенной тематической группе «Массовая культура» значительно возросло. Это объясняется тем, что, во-первых, в современной молодежной прессе большое внимание уделяется массовой культуре, которая отличается от культуры старшего поколения и требует отдельного освещения, во-вторых, возрос интерес молодежи к истории города, к желанию сохранить исторические памятники, в-третьих, в молодежной среде наблюдается рост интереса к советскому быту и культуре, в том числе, например, к историям о кухне и рецептах блюд СССР. Кроме того, в 2012-2015 гг. появился интерес к темам «Архитектура» и «Интернет».

Гипотезой исследования предполагалось, что изменение тематики публикаций находит свое отражение в лексическом составе языка молодежных СМИ. Для проверки этого предположения были рассмотрены две наиболее активно изменяющиеся лексические группы - заимствования и жаргонизмы. Количество как заимствований, так и жаргонизмов в период 2012-2015 гг. оказалось в несколько раз превышающим их количество в период 1989-1992 гг.

Заимствования в статьях периода 1989-1992 гг. в основном относились к теме «Экономика», что было связано прежде всего с переходом страны на рыночную экономику и увеличением объема публикаций на эту тему.

Для периода 2012-2015 гг. оказалось сложным распределить заимствования по тематическим группам, так как в анализируемой газете резко возросло количество иноязычных лексических единиц широкого значения, употребление практически каждого из которых распространяется сразу на несколько тематических групп. Активное использование заимствований в региональной молодежной прессе может объясняться желанием соответствовать процессам языковых изменений в речи молодежи - основного читателя.

Употребление жаргонизмов в период 1989-1992 в основном ограничивается статьями на темы, в которых данная лексика уместна - описание жизни неблагополучных социальных слоев города. Большое количество околоцензурной и нецензурной лексики (до принятия закона о запрете подобной лексики в СМИ) в «Селедке», в том числе и в интервью с деятелями культуры свидетельствует о том, что в современном молодежном социуме произошел сдвиг в системе взглядов и культурных ценностей. Это имеет следствием перераспределение языковых средств между коммуникативными ситуациями и желанием приблизиться по стилю изложения к речи молодежи. Язык молодежных СМИ продолжает активно фиксировать изменения в обществе, а значит и языке, однако, нужно принимать во внимание тот факт, что язык современной прессы в поисках экстремальной выразительности нередко выходит за рамки языковых норм.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее