Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тенденции развития языка нижегородской прессы

Тенденции развития языка нижегородской прессы

Краткая история нижегородской молодежной прессы

Первым нижегородским изданием стала газета «Нижегородские губернские ведомости», которая вышла в свет в 1838 году. В период с 1838 по 1917 гг. в Нижегородской губернии существовало 160 периодических изданий [Пугачев: 46], которые охватывали множество тем: от общественно-политических и литературных до религиозных. Значительная часть газет не относилась к какому-то отдельному типу печатных СМИ, а отводила разные полосы каждому тематическому спектру. Такой подход к формированию средств массовой информации характеризует и современную прессу в Нижнем Новгороде.

С началом советской власти количество региональных СМИ резко сократилось в связи с принятием декретов о создании однопартийной журналистики («О введении государственной монополии на объявления», «О революционном трибунале печати»). Однако, по мнению Ю.Г. Галая, «положение в печати не только не улучшилось, а наоборот, ухудшилось» [Галай: 3]. В 1930 гг. в области появилось много изданий, относящихся к заводам и фабрикам, основу содержания которых составляла экономическая пропаганда и агитация на отдельно взятом предприятии.

Говоря о стилистике языка СМИ того времени, следует отметить большое количество канцеляризмов и штампов, высокий тон восхваления позитивных явлений и резкая критика отрицательных: «Ответом на вылазки классового врага - оппортунистов, строители дали несколько сот лучших ударников в ряды парторганизации» (Газета «Автостроитель») [Пугачев: 54].

Над самыми популярными СМИ, в список которых входила, в том числе, молодежная газета «Ленинская смена», был установлен строгий идеологический контроль вплоть до сектора печати идеологического отдела ОК КПСС.

После наступления так называемой «оттепели» в марте 1956 года количество газет по всей стране резко увеличилось, тираж по сравнению в довоенным уровнем вырос в пять раз. В Горьком эта тенденция также прослеживалось, при этом изменилась политика многих изданий: материалы все чаще принимали характер авторских, а не редакционных материалов, что, конечно, не могло не влиять на их язык. Одной из самых популярных газет того времени оставалась газета «Ленинская смена», которая укрепила свои позиции во времена «оттепели» и сыграла большую роль в развитии горьковской, а позже нижегородской журналистики.

Газета «Ленинская смена» существует с 1 июня 1919 года (изначально как приложение к партийному изданию «Нижегородская коммуна»), причем до 1994 года она была молодежной (официальные названия: молодежно-комсомольская, орган Горьковского областного комитета ВЛКСМ, общественно-политическая газета нижегородской молодежи, газета нижегородской молодежи). Первыми темами статей в газете были проблемы нижегородцев во время Гражданской войны, голод и освещение жизни фронтовых добровольцев. Изначально газета называлась «Молодая рать», название сменилось на современное в 1929 году. Во время войны, как практически вся горьковская пресса, «Ленинская смена» перестала выпускаться и возобновила свою работу лишь в 1949 году, спустя 8 лет. Большие тиражи и популярность газеты заключались, в том числе, в размещении на страницах «Ленинской смены» некоторых уникальных тем: редакция «брала шефство» (имеется в виду информационное сотрудничество) над заводом ГАЗ во время строительства, над горьковским метрополитеном и т.п. Во время перестройки тематика издания сменилась на остро-политическую и либеральную. В 1990 году газета впервые опередила в подписном тираже традиционную партийную прессу. В 1994 году из-за финансовых трудностей газета перестала выходить, а в 1996 вышла в обновленном формате - как политическое и уже не молодежное издание.

Многие печатные СМИ, в особенности, региональные, переживали упадок после распада СССР и, можно сказать, что их количество продолжает сокращаться. Хотя большинство молодежных СМИ на данный момент существуют в сети Интернет, в Нижнем Новгороде нельзя найти уникального молодежного Интернет-СМИ, популярность которого находилась бы на уровне «Ленинской смены» начала 90-х. Кроме того, интернет-коммуникацию, как отмечалось выше, нужно рассматривать как отдельный вид, не сравнивая ее с печатными СМИ. В связи с этим в данном исследовании в качестве материала для анализа в период с 2012 по 2015 гг. была выбрана газета «Селедка», которая не позиционирует себя как чисто молодежное СМИ. Однако, основную аудиторию газеты составляет именно молодежь Нижнего Новгорода, кроме того, «Селедка» является региональным изданием и не имеет аналогов в других городах.

Первый номер газеты «Селедка» вышел в июне 2011 года, на данный момент газета продолжает выпускаться, сменив формат выхода с ежемесячного на «раз в два месяца» в 2016 году. Тираж газеты в первые два года составлял 5000 экземпляров, позднее увеличился до 9000 экземпляров. «Селедка» не имеет постоянной редакции (кроме главного редактора, арт-директора и заместителя главного редактора), тем не менее, у газеты существует большое количество внештатных авторов, которые появляются практически в каждом выпуске. Газета выпускается, как уже было сказано выше, только в Нижнем Новгороде и пишет в основном о культурной жизни города, информирует читателя о будущих событиях, рассказывает об истории Нижнего Новгорода и области. Кроме печатной версии редакция выкладывает электронный формат газеты в социальные сети, а также на сайт «Еда и культура».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее