Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тенденции развития языка нижегородской прессы

Молодежные СМИ как объект лингвистического исследования

В современных языках речь молодежи является доминантной, так как именно в ней наблюдается большое количество неологизмов, лексем, которые только входят в употребление или исчезают из него, что связано с нестабильностью молодежного языка, как одного из главных его свойств. Именно поэтому язык молодежи представляет собой интересный лингвистический феномен, ограниченный как возрастными, так и пространственными рамками. Можно предположить, что речь регионов меньше подвержена изменениям, несмотря на существующее в настоящее время быстрое распространение различных языковых форм через Интернет, поэтому можно предположить, что в речи молодежи отдельного региона существуют уникальные формы (за исключением очевидных топонимов), которые используются молодежью в повседневном, городском общении каждого региона.

В городской среде существует большое количество текстов, которые оказывают влияние на язык молодежи. По мнению Б.Я. Шариффулина, они плотно взаимодействуют с речежанровым пространством, а также отражают и моделируют различные подпространства современного российского города [Шариффулин: 128]. Исследователь выделяет несколько типов текстов городской среды, таких как:

тексты городских СМИ;

наружная реклама;

городская эпиграфика;

вывески-эмпоронимы;

мелкие тексты (частные объявления, листовки и т.п.);

рекламные «самостроки».

Говоря о молодежных СМИ необходимо иметь в виду, что глобальные социальные и культурные изменения с начала 90-х годов прошлого столетия и бурное развитие информационных технологий привели к резким структурным изменениям в системе СМИ вообще и молодежных - в частности. Изначально это была печатная пресса с ее замедленной системой подачи информации. Телевидение не составляло особой конкуренции молодежным СМИ, поскольку молодежная тематика занимала незначительное место в сетке вещания и ограничивалась преимущественно спортом и отчасти молодежной культурой.

Развитие информационных технологий не только расширило участие молодежи в информационном обмене в силу своей технической привлекательности и оперативности, но и благодаря открывшимся возможностям подключаться к широким информационным интернет-потокам. Первое десятилетие нового столетия произвело очередную революцию в информационных процессах - читатели получили возможности стать активными участниками информационного обмена. Это социальные сети, чаты, мессенджеры и тому подобные системы. Выход на информационное поле одновременно миллионов пользователей обусловил потребность в компрессии информации, замене ее вербальных компонентов визуальными и т.д. Это означает, что язык СМИ находится под постоянным воздействием не только пользователей - в нашем случае молодежи, но и технических носителей информационных потоков.

Исходя из изложенного, очевидно, что изучение тенденций в развитии языка СМИ требует четкого определения источников материала. Говоря об изменениях в СМИ необходимо определить своего рода бифуркационную точку, которая позволила бы выявить как минимум два периода их существования. Это могли бы быть, по нашему мнению, периоды, соответствующие социальным изменениям в нашей стране, т.е. конец 80-х - 90-е годы и с начала 2000-х до наших дней. Естественно, следует иметь в виду, что в эти периоды меняется не только содержание материалов и их языковая реализация, но и формы СМИ. Рамки работы не позволяют решить сразу все задачи, поэтому принято решение ограничиться одной формой СМИ - печатной прессой.

Молодежная пресса в России представляет интерес исследователей, прежде всего, потому, что ее можно рассматривать не только как отражение изменений, связанных с информационно-технической революцией, но и как следствие фундаментальных изменений в российском обществе. В языке молодежных СМИ можно проследить путь развития языка от идеологических клише в годы советской власти до свободы языкового выражения, сближения языка печати с разговорным.

В своей книге «Молодежная печать: история, теория, практика» В.Н. Ганичев выделяет основные принципы комсомольско-молодежной печати, которая создавалась как печатный орган комитетов комсомола: партийность, народность, идейность, правдивость. Данные принципы были заданы еще В.И. Лениным на III съезде РКСМ в 1920 году «Задачи союзов молодежи», когда был поставлен вопрос о воспитании молодежи [Ганичев: 4]. Становление молодежной печати в СССР, по словам Ю.С Рынкович принято считать завершенным в конце 50-х годов, когда произошел бурный рост числа молодежных изданий (с 1950 по 1960 гг. были созданы 22 молодежные газеты). Этот «мощный идеологический актив» существовал до начала перестройки, после которой начался спад активности молодежной прессы. На настоящий момент молодежные СМИ сближаются со взрослыми в тематиках, происходит универсализация некоторых изданий, которые стараются привлечь более широкую аудиторию для увеличения объема продаж [Рынкович: 10 и сл.].

Существует несколько трактовок понятия «молодежные СМИ». В исследованиях по типологии печатной прессы молодежные СМИ выделяются как особый сегмент медиа, который выполняет ряд специфических задач, главной из которых является социализация молодежи [Аткина: 2].

По мнению В. Чжи и Д.А. Гайдамака молодежные СМИ характеризуются [Чжи: 1; Гайдамак:155]:

  • · ориентированностью на возраст аудитории, который ограничен рамками 14-30 лет;
  • · использованием в своей практике особых экстралингвистических и лингвистических контактоустанавливающих средств;
  • · освещением актуальной для молодёжи информации, которая соответствует её интересам и внутреннему миропониманию.

Возрастные рамки молодежных изданий соответствуют определению возраста молодежи в соответствии со стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

Кроме того, многими исследователями отмечается проблематика дефиниций рассматриваемого сектора прессы: детская, подростковая, юношеская, детско-юношеская, пионерская, союзная, комсомольская, комсомольско-молодёжная, молодёжная, студенческая и др. [Старкова: 1]. В данной работе используется понятие «молодежная пресса», под которой подразумеваются СМИ, отвечающие перечисленным выше признакам.

Молодежные издания, по мнению Б.Н. Лозовского, время от времени возвращаются к вопросам и темам, которые волнуют каждое поколение молодежи [Лозовский: 4]. Несмотря на это, в зависимости от общественно-политической и социальной ситуации, общая тематика СМИ может сильно изменяться.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее