Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тенденции развития языка нижегородской прессы

Влияние языка СМИ на молодежную коммуникацию

С появлением новых информационных технологий наблюдается стремительный рост массовой коммуникации. В последнее время традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) активно развиваются за счет их интеграции с компьютерными технологиями. Все это образует единое информационное пространство, которое сформировано множеством медиапотоков, что не может не отразиться на процессах речи и изменениях в составе языковых единиц.

Выделяют несколько уровней анализа воздействия СМИ на современные языковые процессы: геолингвистический, интерлингвистический и интралингвистический.

Анализ на геолингвистическом уровне предполагает выявление того, как мировые СМИ воздействуют на общую лингвокультурную ситуацию. Однако, в настоящее время, нельзя говорить о равных сферах влияния в плане мировых СМИ. Английский исследователь Оливер Бойд-Баррет вводит такое понятие как «медийный империализм», говоря о неравномерности в осуществлении медиийного взаимодействия и отсутствия равноценного обмена информационными потоками [Boyd-Barret: 251]. Большее влияние на мировое медиапространство, в этом случае, оказывают страны-лидеры и их языки, в настоящее время это, прежде всего, английский язык.

На интерлингвистическом (межъязыковом) уровне изучаются вопросы того, как взаимодействуют медиа на разных языках, как происходит их взаимодействие, обращается особое внимание на те сферы коммуникации и уровни языка и речи, которые наиболее подвержены влиянию со стороны других языков.

Анализ на интралингвистическом (внутриязыковом) уровне сосредоточен на медиапроцессах в рамках одного лингвокультурного ареала. Данный уровень представляется наиболее интересным в контексте данной работы.

Он характеризуется:

тенденцией к размыванию стилевых границ;

увеличением количества просторечных единиц в базовом корпусе медиакоммуникации;

ошибочным речеупотреблением как в устных, так и в письменных СМИ;

употреблением сниженной лексики.

Многие СМИ используют также определенные информационно-вещательные стили т.е. общаются со своей аудиторией с помощью «особого» тона, используя устойчивые медиа-стилистические и риторические средства. Например, с целью максимально приблизить себя к аудитории, ведущие развлекательных теле- и радиопередач могут использовать сниженную лексику или сленгизмы [Добросклонская: 26].

Таким образом, в настоящее время язык средств массовой информации все больше сближается с устно-разговорной речью, отдаляясь от литературного языка. В своей книге «Живая русская речь с телеэкрана» О.А. Лаптева отмечает: «Влияние звучащих средств массовой информации на языковые процессы трудно переоценить. Теперь язык прессы и звучащих средств массовой информации всё менее смыкается с книжно-письменным типом литературного языка. Информационная и официальная телевизионная речь испытывают огромное по силе воздействие устно-речевой стихии, происходит неконтролируемое смешение книжно-письменных и устно-разговорных речевых особенностей, что способствует общему снижению речевой культуры» [Лаптева: 122].

Язык молодежи, как быстро изменяющаяся сфера, наиболее подвержен влиянию со стороны средств массовой информации. В настоящее время отмечается спад использования традиционных СМИ (телевидения, радио, газеты) в пользу интернет-изданий и онлайн-вещания. Язык молодежных СМИ все больше сближается с языком Интернета.

Исследователи отмечают, что влияние средств массовой информации на молодежный язык можно обозначить как двухстороннее, так как сленг активно просачивается в газеты, на радио и телевидение. По словам Э.М. Береговской «почти во всех материалах, где речь идет о жизни молодых, об их вкусах и интересах, об их праздниках и кумирах, содержатся сленгизмы в большей или меньшей концентрации» [Береговская: 33].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее