Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тенденции развития языка нижегородской прессы

Язык молодежных СМИ и его влияние на речь современной молодежи

Лингвистическое содержание понятия «Язык СМИ»

В настоящее время массовая коммуникация является популярным объектом лингвистических исследований, так как именно СМИ аккумулируют изменения, происходящие в обществе и отражающиеся в языке. Они оказывают непосредственное воздействие на формирование речевых стереотипов и в конечном итоге могут получить статус нормативного варианта [См, например, Винокур: 23]. Не случайно поэтому специфика реализации языковых средств многими лингвистами определяется не как стиль или регистр, а как более широкая вариация - язык, или подъязык СМИ. Под языком СМИ понимается при этом корпус текстов, который производится и распространяется средствами массовой информации и является устойчивой внутриязыковой системой, которая имеет свои лингвостилистические признаки [Добросклонская: 20].

Однако такое определение сужает функциональный потенциал языка СМИ, поскольку в конечном итоге сводит его к набору лингвостилистических признаков, что характерно для диафазного варьирования в языке. Язык СМИ, однако, это не только специфика подачи информации в письменной или устной, часто креолизованной форме [О креолизации текстов см., например: Вашунина]. Язык СМИ охватывает широкий спектр коммуникативных ситуаций и групп, общающихся, и может рассматриваться как самостоятельный диастратный тип языковых вариаций [Бухаров: 6 и сл.].

Средства массовой информации ключевым образом влияют на динамику языкового развития и отражают процессы, которые происходят в современном языке. В сборнике «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» отмечается, что «обладая высоким престижем и самыми современными средствами распространения, язык СМИ выполняет в информационном обществе роль своеобразной модели национального языка. Он во многом формирует литературные нормы, языковые вкусы и предпочтения, оказывает влияние на восприятие политики, идеологии, искусства и литературы» [Володина:12].

Несмотря на то, что язык СМИ часто приравнивают к газетно-публицистическому стилю, некоторые исследователи выделяют его свойства, выходящие за рамки стилевого варьирования:

  • · Язык СМИ можно отнести сразу к нескольким стилям и жанрам. Относительно этого свойства встречаются такие понятия как «многостильность и многожанровость» (А.Н. Васильева), «материальная неоднородность и гетерогенность» (В.Г. Костомаров), «стилевая полицентричность» (В.П. Москвин);
  • · В СМИ существует множество типов текстов, которые не относятся к публицистическому стилю (например, научно-популярные, художественные произведения, развлекательные и информационные блоки - игры, кроссворды, телепрограммы, прогноз погоды и т.п.).

Если рассматривать язык типов средств массовой информации отдельно друг от друга, можно говорить о языковой специфике каждого такого конкретного типа. Тип печатных СМИ, который является предметом рассмотрения в данной работе, содержит в себе как вербальные, так и графические компоненты, которые взаимодействуют между собой. Т.Г. Добросклонская говорит о «синкретическом языке прессы» [Добросклонская, 23], имея в виду тесное сосуществование словесного ряда с такими факторами, как тип и размер шрифта, иллюстрации, качество бумаги, цветная или черно-белая печать.

Кроме того, язык СМИ содержит в себе элементы когнитивно-идеологического уровня, с помощью которых у читателя формируется и закрепляется в сознании картина окружающего мира. Средства массовой информации практически моментально отражают изменения в обществе, вводят и фиксируют новые понятия и идеологемы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее