Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Проблематика эволюции молодежного журнала 80–90 гг. в СССР и России: официальный дискурс и контркультурный феномен

Особенности контркультурного феномена 80-х годов в СССР

Выбранный для исследования период (1980-е годы) объясняется появлением не просто контркультуры, а контркультурного феномена. Как мы писали ранее, это явление, при котором контркультура частично или полностью сменяет доминирующую культуру, переходит из состояния контркультуры в состояние массовой. За 20 лет (с 1960-х) протест постепенно стал нормой, к нему привыкли - атрибуты протеста, например, длинные волосы у молодого человека, джинсы перестали быть протестными, элементы контркультуры начали проникать в массовую культуру, сменяя не только внешний вид явлений, но и их суть. Именно в 80-е годы вырывается наружу такое количество контркультурных явлений, что доминирующая культура уже не может игнорировать эти явления, она вынуждена, если не считаться с ними, то хотя бы признавать их наличие.

Так в 1981 году при поддержке Союза писателей в СССР создается первый литературный клуб для андерграундных писателей. Буквально сразу этот «Клуб-81» вырос до сообщества независимых театральных критиков, литераторов, поэтов, музыкантов - всей контркультурной творческой интеллигенции. Это первый выход на официальную арену тех, кто долгое время творил «в подполье» - печатался в Самиздате и Тамизадте. Для нас Самиздат стал главным символом контркультурного феномена 80-х, как аналогичным символом стала панк-культура стала на Западе. Даже выбираясь из подполья, создатели Самиздата не перешли на официальное тиражирование: «Клуб-81» позволял печатать тиражи журналов на типографиях, но для представителей контркультуры было важно сохранить этот элемент независимости и они продолжали издавать машинопечатные журналы.

В это время происходит небывалый всплеск контркультурных явлений во всех видах искусства. В кино фактически происходит сексуальная революция: на экране затрагиваются табуированные для советского человека темы. Выходят фильмы «Маленькая вера» В. Пичула, «Интердевочка» П. Тодоровского, которые находят глубокий отклик у аудитории - это критика, бесконечное осуждение, взрыв возмущения, но самым главным является сам факт выходы фильма на экран - так автоматически эти фильмы становятся частью медиа, а поднимаемые в них темы перестают быть табуированными.

В музыке на смену бардовской песне приходит панк, слушать рок было не запрещено, даже легально продавались пластинки, рок - это не протест, в отличие от панка. Панк - это протест всему миропорядку, не только социалистическим реалиям, во многом панки в СССР противоречили не только ценностям доминирующей культуры, но и законам СССР (например, закону о тунеядстве). 1980-е годы - это время появления панк-культуры в СССР, новый виток ярких контркультурных выпадов.

Рок - это прежде всего музыкальный жанр, который развивается во определенным законам. Любой поджанр рок-музыки проходит один и тот же цикл развития - от протеста и бунта к рождению новых жанров и последующей коммерциализации. Рок - это бунт, но бунт в узкой части культуры - музыке, рок - протест против устоявшихся законов жанра, но не протест, брошенный в лицо социальной системе. Рок - это, прежде всего, протест попсе, низкокачественной, коммерческой музыке, главная цель которой заработать. Именно этим объясняется такое разнообразие в поджанрах рока: рок-н-ролл, хардкор, дэт-метал, брит-поп, гранж и еще порядка 30 направлений. Все эти направления, в отличие от панка, не порождают отельную философию, они слишком разношерстны, чтобы создать что-то единое и унифицированное, созидание направлено на музыку, а не на идею. Поэтому явление распространения рока в 80-е не воспринималось, как контркультурное явление, а воспринималось, как новый подход к музыке. Но создание журналов об этой «другой» музыке, уравнивание героев рок- и панк - культуры с героями официальной культуры - это есть вызов, брошенный социальной системе.

Именно в 80-е гг активно развивается самиздат - издается более 30 журналов, среди которых наиболее известными стали: «Предлог», «Митин журнал», «Молчание», «Красный щедринец», «У голубой лагуны», «РИО», «Рокси», «КонтрКультУра», «Зеркало», «Ухо», «Сморчок», «Зомби», «УрЛайт», «Сдвиг», «РОК». На наш взгляд, главной причиной, по которой контркультурный феномен 80-х стал осуществим в полной мере - это такое повсеместное создание самиздатов. Под самиздатом понимаются «способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Копии текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, а к концу эпохи СССР - также и при помощи ЭВМ».

Самиздат - это попытка заменить традиционные СМИ, которые распространяют доминирующую культуру на медиа, освещающие контркультуру. Парадокс контркультуры 80-х в том, что уже никто ни с кем не боролся, контркультура стала не только способом борьбы, но и инструментом раскрытия личность. Контркультура настолько адаптировалась к тому, что есть официальная, массовая культура со своим миром и своими СМИ, а есть отдельная, сформировавшаяся культура, которая существует в своем «подпольном» пространстве (что свойственно для контркультуры), и которая нуждается в своих рупорах.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее