Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Проблематика эволюции молодежного журнала 80–90 гг. в СССР и России: официальный дискурс и контркультурный феномен

Значимые этапы развития контркультуры в СССР

Говоря о контркультуре СССР, необходимо сказать несколько слов о культуре, которая стала доминирующей в советском пространстве. Примечательно, что доминирующая культура соц. реализма выросла из контркультуры досоветского периода. Любая контркультура может двигаться в двух направлениях: отрицать и созидать или отрицать и разрушать. Первый путь был представлен творческой интеллигенцией, модернистами рубежного периода, второй путь представлен неуправляемой революционной волной, основу которой составил пролетариат. Таким образом, в 20-е годы решилась судьба доминирующей культуры советского периода - в 1922 году отплыл «философский пароход», который увез творческую интеллигенцию, готовую созидать, а на просторах рождающегося СССР ломалась старая культура и рождалась новая, социалистическая.

До 60-ых годов в СССР существовало несколько контркультурных направлений:

  • 1) Диссиденты, которые выезжали и боролись с доминирующей культурой из вне. Диссидентские движения начались еще в 1920-х годах и в большей или меньшей степени проявлялись во всей истории СССР.
  • 2) Чтящие память царской России. В эту группу вошли все, кто отрицая нынешнюю доминирующую культуру соц. реализма, не хотели идти по пути прогресса и поиска новых культурных направлений, а желали вернуться к старым, дореволюционным устоям - городской буржуазной культуре, православию.
  • 3) Андерграунд, куда включалась бардовская песня, «культура застолья», «бойлерное искусство».
  • 4) Высокая культура, куда вошло творчество авангардистов.
  • 5) Либеральное культурное направление, куда вошли «стиляги», «шестидесятники».

Такой широкий спектр контркультурных течений до 60-ых годов объясняется необходимостью противостоять жесткой, тоталитарной системе, с которой каждая группа несогласных боролась через отрицание ценностей доминирующей культуры соц. реализма. Каждое из направлений было самобытным и создавалось внутри самой культуры - политика «железного занавеса» ограничивала возможность перенять опыт других стран в борьбе с доминирующей культурой.

К 60-м годам политическая ситуация в стране меняется, пусть не кардинально, но достаточно резко. Эпоха «оттепели» стала решающей в дальнейшей судьбе контркультуры и культуры массовой. В это время в Европе и США происходят студенческие бунты, молодежь в других странах ломает ценности массовой культуры, предлагая взамен свое новое видение. Отметим, что термин «контркультура» появился в США именно в этот период. Молодое советское поколение 60-х годов, перенимая западный опыт, бросало свой вызов социалистическим ценностям. Парадокс перенимания такого опыта был в том, что на Западе - это был вызов культуре потребления, в советском опыте внешне противостояние контркультуры выглядел примерно так же, но направленно оно было на культуру соц. реализма. «Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как «буржуазное» влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг.».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее