Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Проблематика эволюции молодежного журнала 80–90 гг. в СССР и России: официальный дискурс и контркультурный феномен

Контркультурный феномен СССР 80-х годов

Понятие «контркультуры» в мировой практике

Термин «контркультура», возникший в прошлом столетии, претерпел множество изменений в своих значениях, а сейчас одновременно используется в нескольких науках для описания одного явления, которое интересно, как культурологам, так и социологам, и философам. Специфика нашего исследования заставляет подробней остановится именно на культурной составляющей этого термина, но отбросить социальную сторону невозможно: явление «контркультуры» выросло из социального. Нормы, ценности, мораль, закон - понятия социальные, они формируются обществом и им же контролируются. Контркультура не просто ставит под сомнение существующие нормы, но и явно отрицает их. Установленные, официальные нормы, ценности формируют доминирующую, официальную культуру, контркультура, отрицая эти нормы, формирует свою культуру.

Своим появлением термин «контркультура» обязан калифорнийскому преподавателю Т. Роззаку, который в 1969 году издал книгу «Создание контркультуры: размышления о технократическои? цивилизации и ее юнои? оппозиции». В этой книге Роззак описывает социальные явления у молодежи 50-х годов, которые задали тенденцию 60-70-ым годам прошлого века. Так же в этой книге впервые вводится термин «контркультура», как комплекс социальных и культурных векторов мысли молодежи. Изначально этот термин использовался для обозначения анти-технократических настроений мысли, сюда вошло все, что выступало против сформировавшегося «общества потребления». «Отцы» ненавистны «молодым» прежде всего потребительским, бездуховным отношением к жизни. Погоня за материальными благами, накопительство в итоге создали цивилизацию «по уши увязшую в геноциде, в азартнои? сумасшедшей? игре, целью которой становится уничтожение всего сущего». - Так описывает настроение молодежи Роззак, так социальный протест выливается в широкое культурное противостояние.

Один из главных идеологов студенческой революции 60-х, Г. Маркузе использовал термин «контркультура» в книге «Одномерный человек», где он выявляет главную задачу, которую решает контркультура - это попытка сломить существующие общепринятые культурные нормы через искусство, социальные протесты и формирование человека нового сознания. По Маркузе, общепринятая культура оказывает огромное давление на биологическую, социальную и личностную стороны человека, отчего копится агрессия, которая выливается в мировые войны. Поучается, что культура не только не раскрывает человека, но более того, заточает и угнетает его. Так, уже в 60-е годы исследователи стали рассматривать контркультуру, как позитивное явление с точки зрения личностного раскрытия человека. Центральное место в теории Маркузе заняли размышления о принципах, по которым формировалась контркультура в 60-е годы - главным стал принцип эроса, которое движет мотивами людей при движении вне общепринятых культурных ценностях. После таких предположений, исследователь приходит к рассуждениям о сексуальной революции, которая направлена на слом главных «биологических» блоков, расставленных традиционной культурой. После разрушения «биологической составляющей» традиционного «капиталистического» сознания, начинается разрушение социальных, а затем, и культурных устоев индустриального общества.

Теории Розакка и Маркузе заложили основу для изучения нового явления «контркультуры». Со временем в социологии и культурологии появляются новые взгляды на контркультуру, на принципы ее формирования и функционирования, на роль и значение этого явления.

Так исходя из исторических черт формирования понятия «контркультура» (это молодежные / студенческие выпады 60-х годов, выраженные в социальных протестах), сложился подход, в котором контркультура рассматривается, как отрицание «культуры отцов» детьми. Таким образом, понятие контркультуры расширилось и стало включать в себя не только социальные протесты и культурные явления, которые оказались под влиянием нового взгляда молодого общества, но и последующие формы неконфликтного решения спора «отцы-дети» в рамках культурной жизни социума. Как пишет П.С. Гуревич, «контркультура» - термин для «для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретнои? культуре, а также отождествляется с молодежной? субкультурой? 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной? культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

Чуть позже, в начале нашего века, явление «контркультуры» находит сравнения с явлением «молодежных субкультур» в работах некоторых исследователей. Российский философ С.И. Левикова в своей книге «Молодежная субкультура» выделяет общее у контркультуры и субкультуры - это противостояние общепринятым существующим ценностям. Но большее внимание автор останавливает на отличиях этих форм протеста друг от друга: контркультура - понятие, безусловно, более широкое, чем понятие «субкультура». Примечательно, что Левикова говорит именно о молодежной субкультуре (вынося за рамки исследования некоторые субкультуры, например, криминальную), то есть в ее исследовании контркультура подразумевается все еще, как молодежная форма протеста. Так среди отличий «контркультуры» и «субкультуры» выделяются ориентация контркультуры на «деструктивную деятельность, направленную на победу над врагом, борьбу за победу, открытостью противостояния и войны, постоянный? поиск встреч с врагом, агрессивную наступательную позицию, изменения для общества», в то время, как для субкультуры характерны эскапизм, уход от агрессивного противостояния, избежание прямых встреч с врагом.

Интересный взгляд на соотношение понятие «контркультура» - «субкультура» - «доминирующая культура» высказывает Е.М. Лысенко в книге «Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов». Автор так видит взаимодействия этих разных форм культур: контркультура возникает, как отрицание доминирующей культуры, предлагающее взамен свои ценности, а субкультура возникает, как отрицание контркультуры, то есть новое отрицание доминирующей культуры. Важно отметить, что автор подчеркивает разницу между контркультурой и субкультурой, отмечая деструктивность контркультур в социальном смысле - это отказ от существующих общественных установок и обновление систем ценностей и мировоззрения и созидательность субкультур в плане творчества - формирование новых направлений густой, заряженной на обновление, творческой массой представителей субкультуры.

По мнению Лысенко, доминирующей культуре противостоит и контркультура, и субкультура, одновременно, но это разные формы противостояния, и последствия этих противостояний тоже разные. Если контркультура эффективно противостоит доминирующей культуре, то это неизбежно приводит к смене культуры или к качественному обновлению ее. Примером таких смен элементов культуры могут служить исторические появления новых религий: изначально являясь культурой меньшинства, христианство распространялось все шире, изменяя не просто религиозную принадлежность населения, но и утверждая новое культурное сознание, ограниченное 10 заповедями. Постепенно элементы христианской культуры вытеснили элементы культуры предшествующей, доминирующей. Распространение христианства обновило доминирующую культуру в области не только сознания и социальных установок, но и в области искусств. Так появилась новая архитектура (новые типы храмов), литературные произведения, выстроенные в соответствии с другой традицией, появился новый вид изобразительного искусства - иконопись. При такой масштабной, пусть и не быстрой смене доминирующей культуры контркультурой можно говорить о феномене контркультуры.

По мнению канадского ученого Э. Тирьякяна, контркультура - есть главный катализатор обновления культуры. Еще в 70-е гг XX исследователи пришли в к выводу о том, насколько велика роль контркультуры в формировании нового культурного сознания, ядром которого становятся контркультурные установки и ценности. В данном случае под контркультурой следует понимать комплекс субкультур, их постоянную возобновляемость и воспроизводимость. С этой точки зрения феноменальность контркультуры кроется в том, что это некое общее для многих субкультур понятие, которое, объединяя их (субкультуры), выносит часть ценностей в доминирующую культуру, тем самым обновляя, как доминирующую культуру, так и субкультуры. Как отмечают исследователи без феномена контркультуры современная история знала бы одну разветвленную мировую монокультуру, которая бы носила видоизменения в зависимости от региона. Именно благодаря контркультуре и ее непрерывному обновлению современный мир имеет разные и доминирующие культуры, и субкультуры.

К концу XX века «контркультура» претерпевает множество изменений в смыслах, которые в этот термин вкладываются. Так в современных социологии, культурологии и философии формируются самостоятельные понятия «контркультура», о которых мы должны упомянуть.

В «Новейшем философском словаре» даются следующие определения термина «контркультура» - это

  • 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию;
  • 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-х - начала 70-х 20 в., основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию».

«Философская энциклопедия» так подходит к этому термину: «понятие, используемое в современной социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господствующей буржуазной культуре. В 60-70-х гг. понятие контркультуры получило специфическую трактовку как наименование идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления контркультуры выглядели как истерическое отрицание культуры, т.е. как антикультура, в целом контркультура этого периода отразила стихийный бунт мелкобуржуазного сознания против ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как технократического варианта буржуазной культуры».

Культурологи склонны к такой трактовке понятия «контркультура» - это

  • 1) уровень культуры, нормы и ценности, которые противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества;
  • 2) направление развития современной культуры, противостоящей сложившийся духовной атмосфере современного индустриального общества.

Так философская и социологическая трактовки изучаемого термина акцентирует внимание на природе появления и времени наименования контркультуры - на 60-х гг, на студенческих и субкультурных протестах, на направленности политической мысли (бунт левых), в то время как культурологические определения задерживают внимание на функциональных аспектах контркультуры - ее целях, ценностях, роли в обществе.

В нашем исследовании мы будем придерживаться синтезированного понятия «контркультуры», опираясь на наиболее актуальные для нас положения различных определений. Наиболее актуальными для этого исследования являются положения о «контркультурном феномене», то есть явлении, при котором контркультура частично или полностью сменяет доминирующую культуру, закрепляя в общепринятых нормах вчерашние контркультурные утверждения.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее