Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Проблематика эволюции молодежного журнала 80–90 гг. в СССР и России: официальный дискурс и контркультурный феномен

Специфика формирования и функционирования массовой культуры в СССР

Согласно модернизационной теории, процесс становления массовой культуры - явление закономерное, имеющее предпосылки в экономических и социальных изменениях, среди которых урбанизация, индустриализация, демократизация. В СССР массовая культура формировалась под влиянием изменений исключительно политических. Новое общественно - политическое устройство и новый режим власти, ориентированной на «массы», прежде всего, рабочих определили дальнейшее развитие массовой культуры в СССР. Ниже мы рассмотрим некоторые особенности формирования и функционирования массовой культуры в СССР в разные периоды, которых отличает друг от друга государственная культурная политика, а значит, и политический запрос, удовлетворяемый массовой культурой. Периоды будут рассмотрены в хронологическом порядке. Отметим, что мы не ставим целью описание процесса формирования массовой культуры в СССР, свое внимание мы акцентируем на специфике, то есть на тех аспектах формирования и функционирования, которые делают массовую культуру СССР уникальной.

Первый хронологический период - 20-е годы. Отметим, что до 1917 года термина «массы» и «массовая культура» не употреблялись, а в 20-е годы стали использоваться с явно положительной коннотацией. В это время новая власть взяла курс на «омассовление» общества и культуры. Главным отличием от европейской массовой культуры является сущность массы, в интересах которой формировалась новая культура. В Европе эту массу составлял средний класс горожан, имеющих некоторый культурный уровень, в СССР под массой понимались рабочие, обладающие низким культурным уровнем. Если процесс массовизации культуры во всем мире оценивается, как процесс упрощающий и усредняющий истинную (элитарную или народную) культуру, то в СССР этот процесс характеризуется фактически полным отказом от прошлого культурного опыта. Носители этого опыта уничтожались физически, высылались из страны или, в лучшем случае, испытывали препятствия в реализации своего культурного опыта. Уже в 1925 году была обозначена цель советской культурной политики - создавать искусство и вырабатывать форму, «понятную и близкую миллионам трудящихся».

На смену носителям прошлого культурного опыта пришли простые, а главное понятные новой целевой массе творцы. «Естественно, что искусство этого времени было рассчитано на не подготовленное специальным образом сознанием, оно представало в массовых доступных формах. Эти процессы были, характерны и для литературы, где создавалась массовая художественная проза для рабочих, крестьян и красноармеи?цев беллетристического характера с кратким пересказом классических произведении? и элементами биографии? их авторов…Слабая художественная форма, удобная, тем не менее, для прочтения сюжета, возобладала над потребностью изъясняться специфическим пластическим, литературным или музыкальным языком».

Еще одной особенностью новой массовой культуры, прививаемой «сверху», стало сочетание в себе парадоксальных установок: с одной стороны, установки на традиционные, доиндустриальные ценности коллективизма, отказа от индивидуальности и успешности в пользу общего блага и преклонение перед индустриальным обществом, с другой стороны. Близость к миру техники, изобретения, прикладные точные науки - все это считалось престижным в СССР.

В 30-е годы экономика СССР взяла курс на стремительную индустриализацию. В западном опыте индустриализация была мощным фактором формирования массовой культуры, она так же наложила свой отпечаток и на культурной политике СССР. Индустриализация сопровождалась ростом городского населения, ростом массы, для которой создавалась новая культура, оттоком денежных средств и сельского хозяйства, голодом и тяжелой экономической ситуацией в стране. Эти факторы породили новую нестандартную функцию массовой культуры - формирование идеального образа будущего. Реализовывалась эта функция несколькими методами. Одним из них стал выбор главного идейного направления во всех направлениях искусства - социалистического реализма. Реализма исключительно в названии - и смеси романтизма с классицизмом в сущности: от романтизма была взята установка на идеальный мир, обычно не достижимый, но достигаемый в рамках соц. реализма, у классицизма была заимствована точность формы и деление на высокие и низкие жанры. Главной задачей такого курса было внедрение в сознание масс идеалов поведения, нравственных и моральных норм, стандартизация реакций на «плохое и хорошее», а главное - умение точно отличить одно от другого.

Следующей особенностью массовой культуры 30-х годов можно назвать вовлеченность ее в формирование культа личности Сталина. К рассматриваемому периоду массовая культура фактически срослась с пропагандой, став инструментом внедрения идей.

40-50-е годы процесс «массовизации» получил новый виток. Внешнеполитическая ситуация требовала мобилизации общества и человеческих ресурсов во всех сферах: от трудового до боевого фронта. Идея верховенства государства над личностью в этот период достигла апогея. Как пишет культуролог Костина: «Советская массовая культура была проникнута идееи? государственнои? целесообразности и отмечена присутствием в судьбе героя сверхличнои? цели, что часто снижало самоценность личности, и ставило ее оценку в прямую зависимость от соответствия личнои? концепции ее бытия общественнои? концепции бытия государства. Эта культура извлекала гармоническое начало не из сущности человеческои? натуры, а из тои? общественнои? сферы, которая предоставляла личности моральные законы, приобретающие черты «нравственного императива».

Так же обратим внимание на тот факт, что в 1953 году в СССР появилось первое в мире Министерство культуры, Хестанов насзывает это событие «актом эмансипации культуры от идеологии». Учреждение Министерства культуры неизбежно повлекло за собой бюрократизацию и рутинизацию завершающегося периода «культурной революции» в СССР. В результате Министерство культуры породило отделение содержательных функций культурных учреждений от ценностно-идеологического контроля, который остался во власти партийных структур. Следствием этого стало расширение полутеневой культурной зоны, которая получила возможность развиваться и расти, по причине невозможности контроля на ней.

К 60 - 70-м годам в СССР складывается новая массовая культура, которая близка к массовой культуре Запада, она утрачивает некоторые особенности, о которых мы писали выше. Теперь это массовая культура называется советской не по сущности, а, скорей, по географической принадлежности. Главной причиной частичного сближения с массовой культурой Запада является формирование общества потребления в СССР. В 60-е годы растет уровень благосостояния совестких граждан: сровнялось число жителей города и сельской местности, в городах расселялись коммуналки, произошел рост числа товаров потребления (как ассортимент, так и количество единиц), появились личные автомобили, почти в каждом доме был телевизор и радиоприемник. Такие изменения в экономической ситуации не могли не оказать влияния на культуру: в СССР начинает складываться новая массовая культура, в основе которой лежит потребление. Мы предполагаем, что в это время советская массовая культура утрачивает свою уникальность, прежде всего, это связано с отказом от специфичных функций, которые вкладывались в советскую культуру более ранних периодов (изображение идеального будущего, мобилизация и пр.)

Так же отметим, что на международной арене в это время наблюдалась стабилизация отношения между Восточным и Западным миром, получившая название «разрядки». Внешнеполитическое приятие США, слабость стен «железного занавеса», развитие средств коммуникаций сделали возможным проникновение элементов американской культуры в СССР (музыка, фильмы). Уточним, что по мнению представителей Франкфуртской школы, именно американская культура лежит в основе массовых культур разных стран по всему миру.

Отметим, что, говоря, о массовой культуре в СССР до 60-х годов подразумевается специфичная советская культура, которую нельзя назвать массовой в полном смысле из-за отсутствия культуры потребления, то есть говоря о советской массовой культуре до 60-х подразумевается, прежде всего, массовое искусство и пропаганда. Когда мы говорим о советской массовой культуре 60-х годов и более поздних периодов, мы подразумеваем массовую культуру в традиционном смысле: с разветвленной и технически оснащенной сетью СМИ, с потребителем, желающим «купить пальто», который постепенно приходит на смену советскому гражданину.

На этом периоде представляется целесообразным закончить описание особенностей советской массовой культуры, во-первых, из-за утраты собственной уникальности и аутентичности по сравнению с зарубежными массовыми культурами того же периода, во-вторых, по причине сформировавшегося контркультурного феномена, который мы рассмотрим подробней во второй главе.

Говоря о массовой культуре 90-х, исследователи придерживаются позиции об американизации массовой культуры в постсоветской России. С исторической точки зрения мы не употреблять термин «массовая культура СССР 90-х годов» - это была уже российская массовая культура. Так же отметим, что этот период, на наш взгляд, не обладал ярко выраженными особенностями развития, это был закономерный процесс, происходивший по уже существовавшим сценариями. Так же добавим, что поворот в сторону «классической» (потребительской, западной) массовой культуры произошел за несколько десятилетий до того, как как СССР распался фактически, устаревшая идеология, лежавшая в основе официальной советской массовой культуры, была не в состоянии удерживать массового индивида, «которого сама же породила».

Мы обозначим еще несколько причин, по которым становление массовой культуры в СССР и России произошло по существовавшему западному образцу. Как пишет Кагарлицкая: «Советскии? режим не смог наи?ти достои?ного ответа на вызов новои? культурнои? эпохи - эпохи информационных, компьютерных технологии?, глобальнои? коммуникации, формирующеи?ся интернациональнои? массовои? культуры. Вместе с тем у советскои? правящеи? элиты появились новые претензии к уровню и качеству жизни, желание выделиться из толпы «совков» и обозначить свое социально-культурное превосходство, стремление конвертировать эфемерные привилегии власти в более осязаемые и прочные материальные ценности». Эти новые запросы общества, «масс» отлично коррелируются с классическими ценностями глобальной массовой культуры.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее