Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Проблематика эволюции молодежного журнала 80–90 гг. в СССР и России: официальный дискурс и контркультурный феномен

Введение

Актуальность данной темы базируется на неизбежном влиянии прошлого культурного опыта на современную культуру. Прошлый опыт постоянно осмысливается современностью: он может восприниматься негативно, может одобряться, но его влияние неизбежно вне зависимости от оценок. Под современной культурой подразумевается временной отрезок с начала нулевых до настоящего момента, предыдущим культурным опытом являются 90-е. Граница между прошлым (90-е годы) и современным (нулевые - настоящее время) проводится не только по культурному признаку, есть ряд тектонических сдвигов в целом наборе социально важных аспектов: политических, экономических, технологических. Несмотря на то, что совокупность этих аспектов проводит четкую границу между 90-ми и современной российской действительностью, отголоски 90-х слышны и сегодня.

Культура 90-х годов становится одной из центральных тем, которую современное российское общество пытается осмыслить. Попытки этого осмысления происходят на разных площадках, разными инструментами и приемами, мы рассмотрим некоторые примеры, демонстрирующие разные уровни этого процесса и его масштабность.

В онлайн пространстве 90-е живут и сегодня: это проявляется в социальных сетях и форумах, электронных изданиях и сетевых флешмобах. Так, по запросу «90-е» социальная сеть ВКонтанте выдает 1861 сообщество, среди которых паблики, ностальгирующие по поп-культуре (музыка, фильмы), рекламе, дворовой культуре, бандитизму (лихие 90-е). Отметим, что ядро аудитории ВКонтакте - это молодые люди в возрасте от 18 до 44 лет, для которых 90-е - время детства, юношества, как правило, связанное с теплыми воспоминаниями. В данном случае паблики являются площадкой, на которой сознательно или нет люди пытаются осмыслить 90-е при помощи доступных инструментов: поиск, сбор и публикация контента на сегментированную тематику. Так же важным приемом является юмор, через призму которого зачастую осуществляется подача контента.

Со временем, когда число групп, посвященных тематике 90-х, росло, стали предприниматься попытки анализа этой информации. В молодежном электронном издании «ВОС» вышла статья, которая анализировала паблики о 90-х ВКонтакте. В статье проводились ревизия контента групп, выделялись популярные и нестандартные темы, которым посвящены сообщества. Активное обсуждение в сети - своеобразный индикатор того, что тема актуальна.

Следующий уровень осмысления - симбиотический, на котором смешиваются онлайн- и офлайн-площадки. В электронном издании «Colta.ru» с 2014 года функционирует «Музей 90-х», созданный совместно с Фондом Егора Гайдара. Как определяют создатели музея, это проект, «приглашающий к разговору о последнем десятилетии ХХ века в России. Наш интернет-музей - попытка выявить и проанализировать специфику этой противоречивой эпохи радикальных политических и социальных трансформаций». В 2015 году на сайте «Сноба» был создан проект «Монологи о 90-х. Опыт свободы», в рамках которого были «собраны истории самых разных людей - разных возрастов, профессий, социальных статусов. Их объединяет только одно: какой-то важный поворотный момент в их жизни пришелся именно на 90-е». Проект был создан под эгидой «Музея 90-х».

В 2016 году проект освоит несколько новых форматов. Ожидается книга «Музей 90-х. Территория свободы», выход которой планируется в издательстве «Новое литературное обозрение». Так же в сентябре будет проведено мероприятие под названием «Остров 90-х», организованное «Музеем 90-х» и его партнерами. Своеобразный фестиваль, который соберет ностальгирующих жителей и гостей столицы на одной площадке. Очевидно, что для выходы за пределы онлайн пространства должны иметь под собой основания, в данном случае - это реальный интерес аудитории к теме, что проявляется в 7,5 тысячах желающих посетить мероприятие. На этом уровне осмысления предпринимаются попытки не просто систематизировать контент из 90-х и о 90-х, но и отрефлексировать, проанализировать его. Это выражается в программе фестиваля, в рамках которого пройдет шестичасовой лекторий-марафон, а так же в аналитических статьях, размещенных на страницах проекта.

Есть еще один уровень осмысления - официальный или государственный, происходящий на офлайн - площадках. Примерами такого осмысления являются музеи, посвященные эпохе 90-х, именуемые в честь политических деятелей эпохи. «Ельцин Центр», собравший артефакты жизни первого президента России, открытый в Екатеринбурге в 2009 году, «Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака», созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, отражают важность осознания и осмысления эпохи 90-х на государственном уровне.

Осмысление предыдущего исторического этапа, в рамках нашего исследования, с точки зрения массовой культуры - это ключ к пониманию того, что происходит в массовой культуре сегодня. Мы выбрали молодежные журналы, как объект исследовательского фокуса, так как молодежь - это драйвер движения общества в культурной смене. Именно молодое поколение провоцирует смену культурных установок, формирует тенденций массовой культуры. Для понимания направления движения молодежных российских медиа сегодня, необходимо понять, что происходило с молодежными журналами в 90-е годы.

Культура 80-х годов, как повлиявшая на культуру 90-х, также попадает в наше исследовательское поле зрения. Более того, в 80-е произошло уникальное для российской действительности явление - контркультурный феномен. Его роль в формировании культуры 90-х будет проанализирована в данной работе. Таким образом, мы получили 2 ключевые точки из прошлого, которые актуальны и сегодня - контркультурный феномен 80-х и массовая культура 90-х, как факторы, оказавшие разное влияние на современную массовую культуру.

Для обозначения степени разработанности темы нами было выделено несколько групп научных и публицистических источников.

Богатая теоретическая база представлена по различным понятиям массовой культуры и различным подходам к этому явлению. Мы изучили публикации следующих авторов: Акопяна К.З., Захаровой А.В., Кагарлицкой С.Я, Гершкович З.И., Зверевой В.В, Розенталя Э.М., Семенова В.А. В этой группе можно выделить подгруппу исследований, посвященных советской массовой культуре. Наиболее значимыми нам показались материалы таких авторов: сборник статей под редакцией Васильева В.Е. и Соколова Е.Г., Лебедевой В.Г., книга Чередниченко. Необходимый материал по теме советской доминирующей культуры был найден у следующих авторов: Костиной А.В., Мельника Г.С., Петрова Л.В., Соколова Е.Г., Шляхтина М.Ю.

Вторая группа источников собрана по темам пропаганды и культурной политики в СССР. Мы изучили работы следующих авторов: Бернейса Э., ВерховскойС.А., сборник статей под редакцией Глущенко И.В. и Куренной В.А., сборник статей под редакцией Гюнтера Х. и Хэнсгена С., сборник статей под редакцией Гюнтера Х. и Добренко Е., Хестанова Р.З.

Следующая группа источников посвящена понятию контркультуры, как социального и культурного явления. По этой теме мы изучили публикации следующих авторов: Байчорова А.М. Мясникова А.С., Садохина А.П., Скарлыгина Е.Ю, Хазанова В.А.

Слабо проработана теоретическая база по теме самиздата, наиболее важными нам показались публикации следующих авторов: Барбакадзе М.Ш., Константиновой М.С., Шехтер Т.Е.

Главный вопрос исследования: Как трансформировался молодежный журнал на рубеже 80-ых и 90-ых годов?

Объектом исследования стали молодежные советские и российские журналы 80-х и 90-х годов.

Предмет исследования - эволюция молодежного советского и российского журнала в 80-ые - 90-ые годы.

Цель нашего исследования - выявить специфичность эволюции советского и российского молодежного журнала в рамках 80-ых и 90-ых годов.

Гипотеза: Новый российский молодежный журнал перенял форму и содержание контркультурного самиздата 80-х годов.

Задачи исследования:

  • 1) Выявить ключевые подходы к понятию «массовая культура»
  • 2) Проанализировать особенности формирования массовой культуры в СССР
  • 3) Определить ключевые трактовки термина «контркультура» в мировой практике
  • 4) Описать основные вехи формирования и развития контркультуры в СССР
  • 5) Проанализировать явление контркультурного феномена 80-х годов в СССР
  • 6) Проанализировать характерную лексику, визуальный контент, образы героев статей, темы и рубрики советского самиздата 80-х
  • 7) Проанализировать характерную лексику, визуальный контент, образы героев публикаций, темы и рубрики советских официальных молодежных журналов 90-х годов
  • 8) Проанализировать характерную лексику, визуальный контент, образы героев публикаций, темы и рубрики первых российских официальных молодежных журналов 90-х годов
  • 9) Сравнить первые официальные молодежные российские журналы 90-х годов и советские официальные молодежные журналов 90-х годов по критериям: характерная лексика, визуальный контент, образы героев, темы и рубрики
  • 10) Сравнить первые официальные молодежные российские журналы 90-х годов и советский самиздат 80-х годов по критериям: характерная лексика, визуальный контент, образы героев, темы и рубрики

Методы решения поставленных задач:

  • 1) Синтез
  • 2) Системный анализ
  • 3) Анализ контента
  • 4) Сравнительный анализ
  • 5) Качественный контент анализ
  • 6) Дискурс анализ
  • 7) Лингвистический анализ
  • 8) Сравнительный анализ
  • 9) Cultural and Media studies

Соотношение эмпирических и теоритических методов в решении задач

Эмпирический метод

Теоретический метод

Цель

+

+

Задача 1

-

+

Задача 2

-

+

Задача 3

-

+

Задача 4

-

+

Задача 5

+

+

Задача 6

+

+

Задача 7

+

+

Задача 8

+

+

Задача 9

+

+

Задача 10

+

+

Хронологические рамки нашего исследования - 1980-1999 гг. Выборка хронологических рамок объясняется репрезентативностью этих вех в истории культуры и контркультуры. К 80-м годам впервые отчетливо сформировалась советская контркультура, заметная не только узким андерграундным слоям общества, одной из форм выражения которой стал самиздат. В 90-е, из-за распада СССР, исчезло явление советской массовой культуры и сформировалось новое явление - российская массовая культура.

Географические рамки - советское пространство и пространство постсоветской России.

Эмпирическая база:

  • 1) Самиздат 80-х годов («Рокси», 1981 год)
  • 2) Советский молодежный журнал 80-х годов («Ровесник», 1987 год)
  • 3) Российский моложеный журнал 90-х («Cool», 1997 год)

Нашему научному запросу отвечают первые издания самиздата и официальных советских журналов 80-х годов, а так же официальных молодежных российских журналов 90-х. Здесь важно отметить, что журнал «Рокси» впервые вышел в 1977 в 12 экземплярах и был одним из первых самиздатов. На наш взгляд, выпуски до 1981 года не являются репрезентативными по нескольким причинам. Во-первых, это были листки с текстом без фотографий, даже не сшитые, а соединенные скрепкой, даже в рамках самиздата нам не представляется возможным считать это журналом. Во-вторых, редакция «Рокси» сменилась в 1979 году, и до 1981 года тексты не появлялись, новая редакция готовила первый обновленный выпуск на протяжении двух лет, фактически от издания 1977 года осталось только название. Для исследования был выбран четвертый номер журнала, вышедший в 1981 году. Это был первый номер, который имел относительно широкое распространение (больше 100 экземпляров оригинально выпущенных, и более 300 копий) и который физически выглядел, как журнал. В 1981 году выходит сшитый вручную журнал, с прикрепленными к текстом фотографиями, словом редактора и рубриками. Формально - это не первый номер «Рокси», но это первый номер, который можно считать журналом. Журнал «Ровесник» издается с 1962 года, но нами был выбран седьмой номер журнала 1987 года издания по двум причинам. Ключевой причиной является то, что в этом номере впервые была опубликована новая рубрика «РЭР» (рок-энциклопедия «Ровесника»), которая является попыткой ответа на запрос молодой аудитории. Во-вторых, этот выпуск попадает в заявленные хронологические рамки. «Cool» 1997 года - это первый выпуск нового российского молодежного журнала.

Здесь же поясним, что в нашем исследовании понимается под советским и российским молодежным журналом. Журнал «Ровесник» издавался до 2014 года, но в работе мы обозначаем его, как советский журнал по причине того, что он начал издаваться в СССР, а так же мы рассматриваем определенный номер, вышедший в советский период. Под российским молодежным журналом мы подразумеваем журнал нового типа, первый выпуск которого вышел после распада СССР и образования нового государства РФ. Новизна типа журнала заключается в необходимости быть коммерчески выгодным, как минимум, окупаемым, что накладывает новую ответственность на редакцию - искать своего читателя, который будет покупать журнал.

Таким образом, эмпирическая база была выбрана в соответствии с хронологическими и географическими рамками, а так же по принципу первенства изданий в выбранных временных рамках и экономических параметрах.

Научная новизна: В ходе нашего исследования будет дана новая интерпретация ранее известным фактам, а именно - как контркультурный феномен взаимодействовал с массовой культурой, каким образом контркультурные тенденции 80-х повлияли на массовую культуру 90-х.

Практическая значимость: Результаты этой научной работы будут полезны для исследователей современных культурных явлений (культурологов, прежде всего) с точки зрения истории культуры и аспектов, соединяющих контркультуру 80-х с последующими этапами культурного развития. Эта работа может быть полезна исследователям медиа процессов: это могут быть журналисты, редакторы и продюсеры, ищущие новые подходы к современным медиа и желающие глубже понимать тектонические сдвиги в советской и российской культурах. Также наше исследование будет полезно для исследователей массовой печатной прессы, контркультурных изданий и советских молодежных журналов.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее