Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тема религии в средствах массовой информации

Освещение темы религии на мультимедийной площадке «Радио Свобода»

В данном параграфе будет определено, какие приемы и средства художественной выразительности используются при освещении темы религии в материалах русской службы «Радио Свободы» (Svoboda.org). Эта задача будет решаться с помощью применения лексического, функционального и сравнительного анализов. Также с помощью типологизации будут выявлены герои, которых использовали авторы для создания текстов.

В 1991 году благодаря указу президента Б.Ельцина у «Радио Свободы» появилась возможность «открыть постоянное бюро в Москве» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016).. Однако после распада СССР американское руководство рассматривало вариант прекращения вещания в России. Как пишет А.С. Колчина со ссылкой на воспоминания Михаила Соколова, закрытие вещание отложили, так как предположение о том, что «демократия победила», оказалось ложным Колчина А. С. «Радио Свобода» как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного вещания. С. 182.. «Руководством радио было рекомендовано больше времени уделять знакомству слушателей с западными ценностями, вопросам соблюдения законов в России, обсуждению преступности и коррупции» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016).. К 2010 году «Радио Свободы» можно было слушать на коротких и средних волнах, но качество вещания находилось на низком уровне. Поэтому «Свобода» начала активно развиваться в Интернете, где у нее «возникла новая аудитория» Колчина А. С. «Радио Свобода» как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного вещания. С. 190.. Благодаря Интернету РС смогла отойти от традиционного радиовещания и превратиться в мультимедийное СМИ. Людмила Телень, занимавшая пост главного редактора с 2009 по 2012 год, так описала результаты использования нового вектора развития «Свободы»: «РС стало конкурентноспособным ресурсом в русскоязычном секторе интернета», «пришло конструктивное сотрудничество между радийной и веб-редакцией РС», «выросло и продолжает расти количество прослушиваний на сайте РС, количество комментариев увеличилось в десятки раз» Телень Л. Радио в Интернете: новая жизнь старого СМИ (на примере сайта РС) // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкавевой. М., 2010. С. 106 -- 127.. А 10 ноября 1012 года вещание «Радио Свободы» на радио-волнах было остановлено. РС полностью переместилось в Интернет. После событий 2013 года (смены главного редактора, которым на несколько месяцев до 30 апреля 2013 года была Маша Гессен, увольнения редакции) «Свобода» «находилась в поисках правильной самопрезентации в мультимедийном пространстве», однако «в то же время содержание программ РС становилось все более актуальным и востребованным в контексте современного политического и культурного пространства» Колчина А. С. «Радио Свобода» как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного вещания. С. 191..

Так как тема религии в 2012-2015 годах была весьма актуальна, она по-прежнему активно освещалась РС. Своеобразным продолжателем дела протоирея Александра Шмемана стал Яков Кротов, священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной). С 1997 года он ведет передачу «С христианской точки зрения», где один или вместе с приглашенными экспертами обсуждает политические события с точки зрения веры. И этот перевес в сторону политики у Кротова, конечно, гораздо сильнее, чем у Шмемана. Яков Кротов также берет за основу для разговора «что-то», с чем можно спорить и соглашаться, и пытается трактовать слова, события, поступки с точки зрения христианства. У Александра Шмемана было гораздо меньше возможностей много говорить о происшествиях, так как он не имел к ним доступа, находясь в эмиграции. А многие события, произошедшие в СССР, которые могли бы стать поводом для обсуждения, не попадали в СМИ, а именно СМИ были источником информации для отца Александра. Современной информационное пространство гораздо насыщеннее по сравнению с советским периодом, поэтому передачи Якова Кротова всегда остаются актуальными и не ограничиваются рассмотрением статей на религиозные темы или единичных случаев гонений христиан. Однако, несмотря на это, суть передач и приемы и средства художественной выразительности сохраняются. Кроме того, благодаря актуальности темы религии, ее освещением занимался не только Яков Кротов, но и многие другие авторы, пишущие и создающие передачи на важные общественно-политические темы.

Яков Кротов, подобно отцу Александру, осмысливает антитезу «вера - наука». В выпуске «Что общего и что различного у веры и знания?» (2012) Кротов Я. Что общего и что различного у веры и знания? // «Радио Свобода». 20.12.2012. URL: www.svoboda.org/media/video/24803984.html (дата обращения: 17.05.2016). , он приглашает богослова Евгения Рашковского, с которым вместе обсуждает, как соотносятся «ученые, которые в современном мире ассоциируются с позитивным знанием» с «черными простолюдинами со своими суевериями, традициями, предрассудками». Кротов признает, что «вера противопоставляется в современном мире знанию», однако не делает прямых заявлений о том, что это заблуждения. Через вопросы своему собеседнику и реакции на его ответы он выражает свою позицию, не называя ее прямым текстом. У зрителя складывается впечатление, будто он сам делает вывод о том, что существование веры без познавательной направленности невозможно. Это же противопоставление служит основанием для передачи «Религия и наука» (22.11.2014) Кротов Я. Религия и наука // «Радио Свобода». 22.11.2014. URL: www.svoboda.org/content/transcript/26702436.html (дата обращения: 17.05.2016)., в которой, кроме того, затрагивается отношение и к Советскому Союзу. Так как приглашенный в студию гость - врач, Яков Кротов поворачивает дискуссию в сторону возможности сифилиса у Ленина спровоцировать «кровавые репрессии»?

Также Яков Кротов опирается на антитезу «церковь - государство», которой не возникает ни в российском телевизионном документальном кино, ни в «Российской газете», так как церковь объявляется одним из столпов государственности, поэтому только критикующие церковь могут противопоставляться государственной власти. В выпуске «Секуляризация: друг или враг христианства?» (02.11.2012) Кротов Я. Секуляризация: друг или враг христианства? // «Радио Свобода». 02.11.2012. URL: www.svoboda.org/media/video/24758903.html (дата обращения: 17.05.2016)вместе с приглашенными экспертами Яков Кротов обсуждает вопрос отделения церкви от государства, то есть в отличие от государственных СМИ, допускает такое противопоставление, а не апеллирует к абсолютному их слиянию.

Развивается антитеза «оппозиция - верующие» в связи с введением уголовного наказания за оскорбление чувств верующих в выпуске «Угрожает ли кто-либо Московской патриархии? Угрожает ли кому-либо Московская патриархия?» (Я. Кротов, 11.10.2012) Кротов Я. Угрожает ли кто-либо Московской патриархии? Угрожает ли кому-либо Московская патриархия? // «Радио Свобода». 11.10.2012. URL: www.svoboda.org/content/transcript/24734741.html (дата обращения: 17.05.2016).. Это удается благодаря двум приглашенным героям, которые являются антагонистами друг для друга: один считает, что церковь нуждается в защите, другой - убежден в обратном. Сам автор выступает только модератором дискуссии, направляя ее в нужную сторону. Также эта антитеза развивается в материале Дмитрия Волчека «Альянс государства и дикаря» (11.01.2015) Волчек Д. Альянс государства и дикаря // «Радио Свобода». 11.01.2015. URL: www.svoboda.org/content/article/26787369.html (дата обращения: 17.05.2016)., где автор беседует с философом Михаилом Рыклиным, который однозначно называет верующих «абсолютно развращенными», «группой малообразованных, диковатых и очень черносотенных людей, которых развратили, дав им право разрывать художников, музыкантов, поэтов, писателей». Важно отметить, что слово «верующие» используется в кавычках, так как говорящий считает, что вера - это только маска, которую используют люди, выступающие против какой бы то ни было критики религии, церкви, потому что воспринимают ее как критику против государства и российского народа в целом. Появляется категория лже-верующих героев. О противопоставлении оппозиции и верующих пишет историк Елена Белякова в статье «Оскорблять чувство верующих могут только их собственные грехи» (24.08.2012) Белякова Е. Оскорблять чувства верующих могут только их собственные грехи // «Радио Свобода». 24.08.2012. URL: www.svoboda.org/content/article/24687146.html (дата обращения: 17.05.2016).. Причем автор и этой статьи говорит о том, что люди, выступившие за то, чтобы посадить в тюрьму участник «Pussy Riot», не могут называться верующими, так как их поведение противоречит Евангелию. Псевдоверующим, к которым принадлежит большой процент в обществе, по мнению гостей Михаила Соколова в программе «Станет ли Россия «православной Чечней»? (12.01.2015) Соколов М. Станет ли Россия «православной Чечней»? // «Радио Свобода». 12.01.2015. URL: www.svoboda.org/content/transcript/26788827.html (дата обращения: 17.05.2016)., приписывается активное и агрессивное поведение, нетерпимость. Гости программы соглашаются с процитированным из неизвестного источника текстом, о том, что «все лишь забитое восточноевропейское население авторитарной петрократией, где за танцы в церкви дали два года колонии, а за французские карикатуры вообще бы головы отрезали под торжествующий вой защитников традиционных ценностей в соответствии с решением какого-нибудь Собора пятивековой давности».

На антитезе «верующие - атеисты» строится выпуск «Чем Рождество мешает атеистам?» (12.12.2013) Кротов Я. Чем Рождество мешает атеистам? // «Радио Свобода». 12.12.2013. URL: www.svoboda.org/content/transcript/25198218.html (дата обращения: 17.05.2016)., где Яков Кротов беседует с атеистом, историком и публицистом Евгением Понасенковым, которому достаточно знать, что «создание в первый день света и тьмы, а в четвертый источник света - это нелогично». Через вопросы Кротова мы узнаем позиция героя о том, что «в современном обществе любой приличный человек должен быть антиклирикалом». То есть возникает формула «приличный человек - это антиклирикал», с которой соглашается Я. Кротов.

На антитезе «запад - Россия» строится и материал «Взгляд из Мордора» (24.12.2015) Кротов Я. Взгляд из Мордора // «Радио Свобода». 24.12.25. URL: http://www.svoboda.org/content/article/27440375.html (дата обращения: 17.05.2016)., опубликованный в рубрике «Мнения», где Яков Кротов говорит о разнице между посылами западных представителей - Папы римского, патриарха Константинопольского, и российского - Патриарха Кирилла. Если первые в Рождественских речах говорят о «глобальном потеплении, о беженцах, о необходимости милосердия, о преодолении потребления», то второй говорит о «бла-бла-бла, потому что надо выбрать сторону - ты за Россию или за Америку и Турцию? Ты за русского Христа или за поддельного Иисусика толерастов и демонократов?». В этом материале автор через использование антитезы сам ее и осуждает, говоря, что «мы должны самих себя спасти от совершенно сатанинского самоодурения, перекрученности в лукавстве, от невидения себя глазами других». И в этом может помочь только Рождество, потому что нельзя фальсифицировать «новорожденного Бога, Бога беззащитного, Бога мерзнущего, Бога, просящего не безопасности, а молока, и дающего не силы, а свободу». Данная антитеза развивается в передаче «Бог в России и бог в Европе» (27.06.2015) Кротов Я. Бог в России и бог в Европе // «Радио Свобода». 27.06.2015. URL: www.svoboda.org/content/transcript/27094857.html (дата обращения: 17.05.2016). , которая полностью посвящена разговору о разнице между свободой совести в России и в Европе, которая заключается в том, религиозные организации и общество гораздо терпимее относятся к критике религии и ее институтов, в отличие от России, где «любое изображение креста (например, на нем Гагарин) вызывает абсолютно сразу скандальную реакцию, что это оскорбление чувств верующих».

Стоит отметить, что сами авторы не прибегают к приему «навешивания ярлыков» с помощью конструирования определенных синонимических рядов. Однако такие приемы используют приглашенные гости, герои интервью. В основном, все эти приемы используются в отношении людей, которые сами себя называют верующими, но, по мнению говорящих, таковыми вовсе не являются: «группа малообразованных, диковатых и очень черносотенных людей», «совершенно развращенные циничные типы» и др.

В отношении категории людей, критикующих религию или церковный институт, необходимо отметить применение псевдоиронии и даже самоирония. Верующие сами себя иронично называют «темными», «живущими во мраке», «слепыми кротами», однако подразумевая, что это не так. Оппозиционеры, выступающие против Русской православной церкви, называют себя «толерастами», хотя на самом деле уничижительного значения этого слова к себе не применяют. Так же люди, которые сами не являются критиками церкви или верующими, но поддерживают их позицию, позволяют себе ироничные высказывания. Однако эти слова нельзя точно трактовать как их официальную позицию.

В материалах «Радио Свободы» авторами используется прием «навязывания» пресуппозиции: «В России пока еще не ночевало такое понятие, как секуляризация, как вам кажется, с чем это связано?» («Секуляризация: друг или враг христианства?», Я. Кротов, 02.11.2012); «Это уже установившаяся традиция, что государство подкармливает церковь, деньги выделяет» («Патриархия на госбюджете», В. Кара-Мурза, 21.12.2015 Кара-Мурза В. Патриархия на госбюджете // «Радио Свобода». 21.12.2015. URL: www.svoboda.org/content/transcript/27440862.html (дата обращения: 17.05.2016).); «И, как видите, у всемогущих милиционеров не хватает силенки преодолеть церковно-государственную круговую поруку, с тем, чтобы обвиняемого получить хотя бы на элементарный допрос» («Батюшка-офлайн», Д. Волчек, 09.11.2013 Волчек Д. Батюшка-офлайн // «Радио Свобода». 09.11.2013. URL: www.svoboda.org/content/article/25162544.html (дата обращения: 17.05.2016).) и др.

Типологизация героев, используемых для драматургического выстраивания истории, имеет следующий вид:

  • - верующие;
  • - псевдоверующие (те, кто использует веру в качестве социальной маски);
  • - атеисты;
  • - оппозиция, выступающая против церкви, что автоматически приравнивается к выступлению против государства и российского общества;
  • - арбитры (ведущие программ, которые стараются выдержать нейтральную позицию и остаться в роли модератора дискуссии).

Таким образом, данная типологизация свидетельствует о том, что «равнодушные» и «отмалчивающиеся» персонажи отсутствуют в информационном пространстве «Радио Свобода», нейтральную позицию стремятся занимать только сами авторы программ, но и это не всегда получается, так как они все равно используют некоторые приемы и средства художественной выразительности, которые иллюстрируют в той или иной степени их позицию. Например, «навязывание» пресуппозиции, антитезы, псевдосамоирония и псевдоирония. Однако «навешивание ярлыков» и конструирование синонимических рядов применяется только приглашенными гостями.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее