Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тема религии в средствах массовой информации

Освещение темы религии в российской прессе (на примере «Российской газеты»)

В этом параграфе будет выявлено, какие средства и приемы художественной выразительности используются при освещении темы религии в советской прессе на примере публикаций в «Российской газете». А также с помощью каких типов героев выстраивается драматургия текста. Для этого будут применены методы функционального, сравнительного и лексического анализа и типологизация.

Для проведения данного исследования «Российская газета» была выбрана по аналогии с газетой «Правда» в главе, посвященной советскому периоду. «Российская газета» служит ежедневным государственным изданием, официальным печатным органом Правительства Российской Федерации, которым являлась газета «Правда» при власти коммунистической партии. Однако в российском периоде не исследуется «Литературная газета». Это связано с тем, что в 1990 году издание получило статус независимого, хотя раньше было органом Правлению Союза писателей СССР. Кроме того, газета растеряла большую часть своей аудитории (от 3 000 000 с начала 1980-х годов до 148 000 экземпляров).

«Российская газета» подобно российскому телевизионному документальному кино активно использует прием антитезы «верующие - атеисты». Только если в случае с фильмами все-таки неверующим людям лишь частично приписывался статус оппозиции, то пресса достраивает логическую цепочку «не верит, значит, не поддерживает Русскую православную церковь, значит, оппозиционер» или в другом порядке «не поддерживает Русскую православную церковь, значит, не верит, значит, оппозиционер». Получается, что в случае с «Российской газетой» мы скорее имеем дело с противопоставлением верующих и оппозиции. В материале «Болотные «калоши» (И. Матвеев, 21.06.2012) Матвеев И. Болотные калоши // «Российская газета». 21.03.2012. URL: www.rg.ru/2012/06/21/kalosha.html (дата обращения: 15.05.2016)., посвященному вручению премии «Серебряная калоша» патриарху Кириллу, представлена только одна сторона осуждающих, которые сравнили организаторов и ведущих премии с «безбожниками начала ХХ века», находящимися «на крайне низкой ступени развития с точки зрения интеллектуальной». Их действия объясняются «дурным вкусом», отсутствием способности отдавать себе отчет в том, что делаешь, и трактуются как «пощечина», «оскорбление огромного количества соотечественников». Акция «Pussy Riot» также преподносится авторами газеты как «форма давления на церковь и государство» («Бесы и пляски», П. Данилин, 31.07.2012) Данилин П. Бесы и пляски // «Российская газета». 31.07.2012. URL: www.rg.ru/2012/07/31/danilin.html (дата обращения: 15.05.2016).. В материале «В ожидании раскаянья» (Т. Владыкина, 02.10.2012) также описывается противостояние православных и оппозиции, которые первые называют «взбесившимися половыми органами». Такая же антитеза используется и в материале «Смех глупых» (Е. Степанова, 25.10.2012) Степанова Е. Смех глупых // «Российская газета». 25.10.2012. URL: www.rg.ru/2012/10/25/religiya-site.html (дата обращения: 15.05.2016)..

Кроме того, антитеза «верующие - атеисты» развивается и в рамках противопоставления советского времени российскому. В статье «Воронежцы увидят, как начались гонения на Церковь» (Т. Ткачева, 25.10.2013) Ткачева Т. Воронежцы увидят, как начались гонения на Церковь // «Российская газета». 25.10.2013. URL: www.rg.ru/2013/10/25/reg-cfo/goneniya.html (дата обращения: 15.05.2016). освещается выставка, посвященная истории советских репрессий против верующих. Автор призывает «извлечь из этого урок». В негативной коннотации упоминается антирелигиозная кампания в СССР, когда сравнивается с современными выступлениями против РПЦ. Примерами этого могут послужить материалы «Бесы и пляски» (П. Данилин, 31.07.2012), «Болотные «калоши» (И. Матвеев, 21.06.2012), «В ожидании раскаяния» (Т. Владыкина, 02.10.2012) Владыкина Т. В ожидании раскаянья // «Российская газета». 02.10.2012. URL: www.rg.ru/2012/10/02/grup.html (дата обращения: 15.05.2016)., «Смех глупых» (Е. Степанова, 25.10.2012) и др.. Еще один материал о посещение Владимиром Путиным храма Святого Равноапостольного Князя Владимира при Московском епархиальном доме можно рассмотреть как пример разработки предложенной антитезы, так как президент говорит о событиях советской антирелигиозной кампании, называя их ошибкой: «Это часть нашей истории, причем истории трагической, но в тоже время это знак того, что мы учимся на ошибках, исправляем ошибки прошлого» («Знаки истории», К. Латухина, 27.07.2015 Латухина К. Знаки истории // «Российская газета». 27.07.2015. URL: www.rg.ru/2012/10/02/grup.html (дата обращения: 15.05.2016).). С развитием конфликта на Украине в газете стали появляться материалы, в которых «вооруженные люди, принадлежащие к Украинской греко-католической церкви или неканоническим группам» (более конкретно они не называются) нападают на православных священников, которые остаются на «миротворческих и милосердных позициях» («Храм под пулями», Е. Яковлева, 05.08.2014) Яковлева Е. Храм под пулями // «Российская газета». 05.08.2014. URL: http://rg.ru/2014/08/05/svyashennosluziteli-site.html (дата обращения: 15.05.2016)..

Используемая советскими авторами антитеза «навязываемое - действительное» начинает развиваться в российской прессе 2012-2015 годов. В материале, посвященному анализируемому в предыдущем параграфе фильму НТВ «Не верю!» («На НТВ рассказали о кампаниях против РПЦ», Т. Владыкина, 21.01.2013 Владыкина Т. На НТВ рассказали о кампаниях против РПЦ // «Российская газета». 21.01.2013. URL: www.rg.ru/2013/01/21/ne-veru-site.html (дата обращения: 15.05.2016).), приводятся слова протоирея Всеволода Чаплина, который оценил этот фильм как «адекватное отражение настроений общества». Он разделил общество на две категории: «настоящее, которое любит свою Церковь», и «виртуальное», в котором «узкая тусовка» пытается навязать обществу неправильную позицию.

Антитеза «спасение - неверие» используется практически во всех материалах Марии Городовой, которая отвечает на письма читателей и занимается «растолковыванием чудес». Она описывает спасительные свойства икон, молитв, православных праздников, ритуалов и обрядов. И на вопрос «Почему происходят исцеления?» дает ответ «По вере», в дальнейшем развивая свою мысль со ссылками на Библию («Целительница», 29.08.2013 Городова М. Целительница // «Российская газета». 29.08.2013. URL: www.rg.ru/2013/08/29/bogoroditsa.html (дата обращения: 15.05.2016).; «Диагностика души», 24.10.2013 Городова М. Диагностика души // «Российская газета». 24.10.2013. URL: www.rg.ru/2013/10/24/ispoved.html (дата обращения: 15.05.2016).; «Никто не знает дня и часа», 07.11.2013 Городова М. Никто не знает дня и часа // «Российская газета». 07.11.2013. URL: www.rg.ru/2013/11/07/ispoved.html (дата обращения: 15.05.2016).; «Три спаса августа», 13.08.2015 Городова М. Три спаса августа // «Российская газета». 13.08.2015. URL: www.rg.ru/2015/08/13/spas.html (дата обращения: 15.05.2016).; «Цена проклятья», 24.09.2015 Городова М. Цена Проклятья // «Российская газета». 24.09.2015. URL: www.rg.ru/2015/09/24/gorodova.html (дата обращения 15.05.2016).; «Календарь православных церковных праздников на 2016 год», 30.12.2015 Городова М. Календарь православных церковных праздников на 2016 год // «Российская газета». 31.12.2015. URL: www.rg.ru/2015/12/30/kalendar-site.html (дата обращения: 15.05.2016). и др.). Через экскурс в историю религии рассказывают о возрождении храмов и самого православия, «без которого немыслима Россия» и другие материалы: «Сила веры» (А. Камаева, 08.05.2014) Камаева А. Сила веры // «Российская газета». 08.05.2014. URL: www.rg.ru/2014/05/08/reg-pfo/ikony.html (дата обращения: 15.05.2016)., «Малофеев: Православие поможет сохранить традиционную семью» (Т. Ермошкина, 11.09.2014) Ермошкина Т. Малофеев: Православие поможет сохранить традиционную семью // «Российская газета». 11.09.14 URL: www.rg.ru/2014/09/11/reg-cfo/malofeev-anons.html (дата обращения: 15.05.2016)., «Для чего человеку нужна Пасха?» (Т. Борисов, 09.04.2015) Борисов Т. Для чего человеку нужна Пасха? // «Российская газета». 09.04.2015. URL: www.rg.ru/2015/04/09/osipov-site.html (дата обращения: 15.05.2016). и др..

О спасении через веру говорят и государственные чиновники в интервью «Российской газете». Например, в материале «Как разогреть вечную мерзлоту» (И. Александров, 11.06.2014) Александров И. Как разогреть вечную мерзлоту // «Российская газета». 11.06.2014. URL: www.rg.ru/2014/06/11/nikolaev.html (дата обращения: 15.05.2016). мэр Якутска видит спасение в «укреплении тех духовных скреп нашего общества, о которых говорит руководство страны». А основной «скрепой» выступает православие.

Используется авторами и антитеза «свобода - революция», где под попыткой революции понимается деятельность оппозиции. Например, в материале «Нам нужна цивилизация духа» (Е. Яковлева, 15.09.2015) Яковлева Е. Нам нужна цивилизация духа // «Российская газета». 15.09.2015. URL: www.rg.ru/2015/09/16/a1164846.html (дата обращения: 15.05.2016). со ссылкой на патриарха говорилось о том, что революция ведет к ложной свободе, а «человек становится свободным, а значит, и счастливым, когда он со Христом».

Противопоставляется и православие католицизму. В материале «Авантюра любви» (Е. Яковлева, 21.03.2015) Яковлева Е. Авантюра любви // «Российская газета». 21.03.2015. URL: www.rg.ru/2015/09/21/paskie.html (дата обращения: 15.05.2016). появляется особый герой - француз, который переехал из Европы в Россию, и перешел из католицизма в православие. Отец Василий Паскье говорит о Европе, как о «Диком Западе», забывающим «свои христианские корни», что скоро «породит распад», а Россию называет великой «божьей» страной. О слабости религиозных убеждений, а значит и низком культурном уровне, о бездуховности, пишет и Леонид Радзиховский («Закат Европы», 19.03.2013) Радзиховский Л. Закат Европы // «Российская газета». 19.03.2013. URL: www.rg.ru/2013/03/19/radzihovsky.html (дата обращения: 15.05.2015).. Автор описывает «резкое ослабление» католической церкви, ее отступление с доминирующих позиций. Кроме того, важно, священники и монахи становятся практически единственным источником для написания материала. Например, как в случае с интервью («Авантюра любви», Е. Яковлева, 21.09.2015) или опубликования истории («Незабываемая встреча», Л. Ионова, А. Ларина, 24.12.2015 Ионова Л., Ларина А. Незабываемая встреча // «Российская газета». 24.12.2015. URL: www.rg.ru/2015/12/24/reg-ufo/god.html (дата обращения: 15.05.2016).).

Следует отметить, что метафора как художественное средство языка перестает использоваться в текстах «Российской газеты», в которых затрагивается тема религии. Авторы избегают метафоричности языка, но при этом все же продолжают традицию «навешивания ярлыков» через конструирование предельно понятных синонимических рядов в отношении нерелигиозных людей: «шуты», «безбожники», «люди с чрезвычайно низким культурным и интеллектуальным уровнем», «люди с дурным вкусом», «оппозиция», «белоленточники», «кривляки», «кощунники», «радикальные группировки», «взбесившиеся половые органы», «богохульники», «глупые», «безумцы»,

Авторами газеты используется «навязывание» пресуппозиции: «Как вы оказались в России, ведь на нее ж в Европе культивируется взгляды, как на секонд-хенд, отсталую, догоняющую…» («Авантюра любви», Е. Яковлева, 21.09.2015); «На установку замечательного памятника пошли деньги священника» («Живет в Пушкино такой батюшка», П.Басинский, 01.07.2013 Басинский П. Живет в Пушкино один такой батюшка // «Российская газета». 01.07.2013. URL http://rg.ru/2013/07/01/basinskiy.html (дата обращения: 15.05.2016).); «Решительное осуждение "мерзких, богопротивных поступков, которые невозможно оправдать никакими политическими или иными причинами", напоминающих христианскому миру, прежде всего, о страшных преступлениях безбожников 20 века» («Смех глупых», Е. Степанова, 25.10.2012); «Сегодня как никогда от мудрости и твердости руководителей государства зависят благополучие народа и вообще будущее нашей страны» («Незабываемая встреча», Л. Ионова, А. Ларина, 24.12.2015) и др.

Генерализация и аргумент к «толпе» как прием художественной выразительности часто используется в материалах «Российской газеты». Один священнослужитель говорит за всю Церковь: «Всю полноту нашей Святой Церкви огорчили и возмутили известия» («Смех глупых», Е. Степанова, 25.10.2012). Или за всех: «Для любого верующего человека во всем мире, да и для каждого, кто уважает чужие убеждения, должно быть ясно, что подобные действия недопустимы («Смех глупых», Е. Степанова, 25.10.2012). Кроме того, в публикациях любой человек, критикующий религию ил РПЦ, автоматически не может являться верующим человеком и попадает в категорию «оппозиция». То есть все, кто критикует Русскую православную церковь, - оппозиционная сила.

Типологизация героев, используемых авторами публикаций в «Российской газете», гораздо уже, чем в российском телевизионном документальном кино:

  • - верующие (положительные):
    • а) простые граждане, присылающие свои истории и вопросы в газету;
    • б) священнослужители;
    • в) представители государственной власти.
  • - нерелигиозные люди (отрицательные):
    • а) оппозиция;
    • б) люди, связанные с антирелигиозной кампанией в СССР;
    • в) жители Европы и Америки, «забывающие свои христианские корни».
  • - поддерживающие верующих (положительные):
    • а) государственные лица;
    • б) писатели, режиссеры и пр.

Важно заметить, что в сюжетах «Российской газеты» отсутствуют сомневающиеся или осуждающие верующих. Эти люди не выносятся авторами в отдельную категорию, так как посредством приемом генерализации определяются как «нерелигиозные люди», выступающие оппозиционной силой как к Русской православной церкви, так и к представителям российской государственной власти.

Таким образом, можно говорить об использовании в материалах «Российской газеты» следующих приемов и средств художественной выразительности: антитеза, генерализация, «навешивание ярлыков», аргумент «к толпе», конструирование синонимических рядов, «навязывание» пресуппозиции. А также отметить упрощение типологизации героев до двух противоборствующих сторон, где четко распределены негативные и положительные роли.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее