Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Тема религии в средствах массовой информации

Поиск форм контрпропаганды на западном «Радио Свобода» в ответ на информационную политику СССР в 1950-1980-е годы

В данном параграфе мы рассмотрим, какие методы контрпропаганды использовались русской службой «Радио Свобода» для противостояния информационной политике СССР в период с 1950-х по 1980-е годы. Для осуществления поставленной задачи будут использованы методы исторического и функционального анализа. Будут рассмотрены работы, посвященные истории создания и деятельности «Радио Свобода» в 1950-1980-е годы, так как именно в этот период были сформированы и использованы основные принципы работы радиостанции.

В 1950-е годы на западе начала формироваться сила, способная вступить в конфронтацию с советским информационным курсом, реализуемым через СМИ. Во многом это стало возможным благодаря тому, что на территории самого СССР были практически исключены варианты противодействия внутренней пропаганде по двум основным причинам. Во-первых, все СМИ находились под контролем партии. В предыдущем параграфе были разъяснены причины этого на примере освещения темы религии. СМИ либо транслировали голоса правящих лиц по вопросу атеистической пропаганды, либо предпринимали довольно агрессивные попытки заниматься этим самостоятельно без особого указания от ЦК КПСС, но не нарушая заданного курса. Во-вторых, люди, которые могли оказаться способными к ведению контрпропаганды в ответ на официальную информационную политику Советского Союза, находились в эмиграции и уже не являлись гражданами этой страны. Именно из этих эмигрантов, хорошо знакомых с культурой и ментальностью жителей СССР, и сложился авторский коллектив русской службы «Радио Свободы» (РС).

Факт, что в основной состав авторов «Радио Свободы» входили эмигранты из СССР, качественно отличал радиостанцию от таких западных площадок, как «Голос Америки» или «BBC». Русскую службу РС, вещавшую на Советский Союз, делали люди, которые прекрасно понимали свою аудиторию. Уникальность редакции заключалась в том, что они, будучи только лишь одним из отделений «Радио Свобода», производили уникальный контент, который не являлся переводом программ других отделений РС. Базу передач, составлявшую эфир русской службы РС, готовила специальная русская группа: писатели, поэты, духовные лица и т.д., которые были вынуждены покинуть СССР. Они не были чужаками, говорящими непонятным языком о непонятных вещах. В первом эфире 1 марта 1953 года радиостанция представилась как «свободный голос ваших соотечественников за рубежом» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио // Электронная библиотека Maxima-Library. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). . «Радио Свобода» пыталась стать «внутренней» радиостанцией, хотя территориально находилась за пределами СССР.

Главная цель вещания «Радио Свободы» сформулирована в книге А.С. Колчиной, в которой автор приводит множество отрывков из собственных интервью с создателями и работниками радио. РС, как эмигрантское радио, стремилось «противопоставлять коммунистической идеологии западные, демократические ценности, т.е. давать слушателям другую точку зрения» Колчина А.С. Радио Свобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. С. 25.. В отрывке интервью автора с Джином Сосиным, одним из первых сотрудников радиостанции, рассказывается, по какому принципу формировалась программы: «Нашей задачей было объяснить, что то, что они узнают из Кремля, - это очень «узкая информация», мир намного разнообразнее, чем говорят в Кремле… Мы хотели показать, что рассуждения Достоевского о жизни, смерти, религии и политике могут быть интересны вам, господа… Решайте сами, господа, так ли это, но пусть партийные деятели не навязывают вам свою точку зрения» Колчина А.С. Радио Свобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. С. 25..

Тот факт, что «Радио Свобода» вела именно контрпропаганду, отстаивали и сами работники. Например, Джин Сосин в своей книге, посвященной РС, пишет, что радиостанция «в длительной борьбе с советской сверхдержавой одолела, казалось, непобедимую кремлевскую пропагандистскую машину и помогла выиграть холодную войну» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). . Также РС объявило в первом выпуске о своих целях: «Мы противопоставляем этому строю принцип последовательного народовластия, впервые провозглашенного у нас Февральской революцией. Мы -- враги как реставрации абсолютизма, так и утверждения какой бы то ни было новой диктатуры на месте большевизма после окончательного его уничтожения. <..> Мы -- за полное предоставление свободы совести и права религиозного проповедования. Мы -- не только за ликвидацию эксплуатации человека человеком, мы -- за ликвидацию эксплуатации человека партией и государством» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). . Финансировалась радиостанция через «Американский Комитет за освобождение народов СССР» (после цепочки переименований - Комитет Радио Свобода). Для того чтобы повысить уровень доверия аудитории к РС факт участия и финансирования радиостанции правительством Америки долгое время скрывался.

Под руководством Бориса Шуба Нью-Йоркский отдел РС разрабатывал «вечные темы» для передач, которые могли бы выходить в эфир сразу после новостей, «рассказывая о вещах запрещенных советской цензурой» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). , и должны были при этом «стать эффективным средством психологической войны» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). . Джин Сосин приводит в пример некоторые такие темы:

  • - «запретные страницы»: чтение в эфире трудов авторов, которые под запретом в СССР (например, Бабеля и Пильняка);
  • - «выздоровление от коммунизма»: рассказы бывших коммунистов о том, как они разочаровались в этой идее;
  • - «за вашу и нашу свободу»: чтения трудов российских дореволюционных демократов (например, А. Герцена), так как их борьба против монархии пересекалась с борьбой «Радио Свобода» против режима, установленного в Советском Союзе;
  • - «в точном смысле слова»: критика новых советских слов, сравнение с «новоязом», о котором писал Дж. Оруэл в «1984»;
  • - «наши земляки за рубежом»: рассказ эмигрантов о том, как улучшилась их жизнь на новом месте и как они с теплом вспоминают свою родину;
  • - «подполковник Панин»: цикл передач, в которых вымышленный подполковник обращался к гражданским и военнослужащим, говоря о том, какой вред обществу наносит тоталитарный режим и диктатура Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016)..

Список тем, с которыми работала редакция «Радио Свободы», постепенно расширялся, откликаясь на информационную повестку СССР. В работе Ольги Орловой, посвященной жизнеописанию Гайто Газданова, прозаика младшей ветки белой эмиграции, приводится фрагмент, рассказывающий о том, как в РС подходили к выбору тем. «У журналистов не было конкретных указаний, о чем и как писать. Цель и тему передач они определяли сами, сделав предварительную заявку. Как пошутил однажды сотрудник радиостанции Лев Ройтман "Меня спросили: кто тебе определяет тему? Я сказал: определяет газета "Правда". Вот что она пишет, на то я и отвечаю". Этот принцип - отклик на событие, а не на пожелание руководства - был заложен с самого начала» Орлова О. Газданов // Электронная библиотека Profilib. URL: www.profilib.com/chtenie/75766/olga-orlova-gazdanov-64.php (дата обращения 15.04.2016).. Однако американская цензура следила, чтобы в эфире не было прямых оскорблений в адрес советских лидеров и критических высказываний в адрес США, чтобы избежать дипломатических конфликтов.

Однако советская сторона очень быстро отреагировала на появление русской службы «Радио Свободы». После десяти минут первого эфира на территории СССР начали глушить сигнал и продолжали делать это на протяжении тридцати лет. В прессе и на телевидении появились материалы о том, что «Радио Свобода» это инструмент в руках американского правительства в борьбе против советского народа. А.Ф. Панфилов выпустил книгу, которая «разоблачает приемы империалистической пропаганды и показывает, что организаторы и вдохновители деятельности «Радио Свобода» и «Свободная Европа» являются злейшими врагами мира и безопасности» Памфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». М.: Международные отношения. 1974. С. 2. . Радиостанция автоматически попадала в список идеологических противников Советского Союза и преподносилась гражданам страны как организация, пытающаяся продолжить «холодную войну» и «антикоммунистический крестовый поход» Памфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». С. 10. . В своей работе А.Ф. Памфилов обосновывает выбор «Радио Свобода» для американского правительства в качестве инструмента ведения «психологической войны» тем, что система радиовещания являлась одним из самых устойчивых механизмов пропаганды, так как для распространения радиоволн не обязательно находиться в непосредственной близи к субъекту, на который планируется воздействие. Основываясь на труде Поля Лайнбарджера, А.Ф. Панфилов приходит к четырем ключевым выводам ведения «психологической войны» русской службой «Радио Свобода»:

  • 1. Основным средством «психологической войны» является империалистическая пропаганда, осуществляющаяся через СМИ;
  • 2. Империалистическая пропаганда всегда дополняется диверсионными мероприятиями военного, экономического и др. характера;
  • 3. В первую очередь война ведется против народов СССР;
  • 4. «Психологическая война» всегда преследует агрессивные цели.

Автор опроверг созданный американским правительством миф о том, что «Радио Свобода» не получает от них никаких денежных средств и находится в частных руках. В качестве доказательства Памфилов использовал отрывок статьи из «The New York Times» от 15 марта 1971 года: «Рано или поздно все сотрудники РСЕ и РС обязаны подписать документ, который гласит: “Нижеподписавшийся информирован о том, что радио «Свободная Европа» является предприятием ЦРУ и что ЦРУ предоставляет фонды для функционирования этой организации… В случае передачи этой информации третьим лицам ему грозят штраф до десяти тысяч долларов и тюремное заключение до десяти лет”» Памфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». С. 58.. Ни точного названия статьи, ни документа автор не привел. Кроме того, А.Ф. Памфилов возложил всю ответственность за создание и деятельность радиостанции исключительно на американское правительство. «Антисоветские организации русской эмиграции» Памфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». С. 44. автор назвал марионетками, завербованными «Американским Комитетом за освобождение народов СССР».

Помимо тем советской эмиграции, заключенных, диссидентства, борьбы с коммунизмом, запрещенных писателей, художников и музыкантов одно из важных мест занимала тема религии, как ответ на антирелигиозную пропаганду в Советском Союзе. Кроме того, к освещению этой темы РС подтолкнул и самиздат, который, по словам Джина Сосина, «в 60-е и начале 70-х годов стал гораздо вдумчивее и сложнее: появились статьи политического, культурного, этнического и религиозного характера» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016). . «Радио Свобода» посчитала необходимым, чтобы все эти темы нашли отражение в передачах.

Одним из самых главных авторов, освещавших тему религии на «Радио Свобода» был священник и декан Свято-Владимирской Духовной Академии в графстве Вестчестер (штат Нью-Йорк) Александр Шмеман, который вместе с Борисом Шубом организовал еженедельные «Воскресные беседы». В своей передаче он говорил на религиозные и этические темы «не только для тайно верующих, но и для тех, кого не удовлетворял марксистско-ленинский атеистический миропорядок и кто хотел заполнить духовную пустоту своей жизни» Сосин Дж. Искры свободы: воспоминания ветерана радио. URL: www.maxima-library.org/knigi/knigi/b/232956/read (дата обращения: 16.04.2016).. Передачи длились по пятнадцать минут, но Шмеман успевал за это время поговорить об очень обширных вещах. Вот несколько тем его выступлений, которые очень часто строились на опровержении доводов, которые использовались в Советском Союзе для продвижения научного атеизма и вытеснения религии из жизни людей: «Религия или идеология?», «”Я верю” - что это значит?», «О вере и неверии», «О личном опыте веры», «Парадокс нашей веры», «Единство веры и разума», «Необъяснимое неверие», «Блаженны не видевшие и уверовавшие», «Почему замалчивается Рождество?». Отдельно он посвящал циклы программ православным праздникам, молитвам и обрядам. Также у Александра Шмемана была программа «С другого берега», в которой «он обращался к личности и значению творчества Александра Солженицына» Колчина А.С. Радио Свобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. C. 156., который поразил его тем, что будучи «первым национальным писателем советского периода русской литературы, он является одновременно и писателем христианским» Шмеман А. прот. Собрание статей 1947-1983 / сост. Е.Ю. Доман. М.: Русский путь. 2009. C. 767.. За тридцать лет выступления протоирея Шмемана на «Радио Свободы» были очень популярны, «у него был широкий круг почитателей» Колчина А.С. Радио Свобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. С. 156..

Таким образом, мы видим, что главным методом борьбы с пропагандой в СССР русская служба «Радио Свободы» избрала противопоставление демократических западных ценностей советским. Редакция всегда руководствовалась принципом от противного: если в советских газетах появлялся материал, отвечающий основным темам, по которым работала РС, то в эфир выходила передача, рассказывающая о том же самом предмете, но с диаметрально другой позиции. И самым ярким примером этого служит деятельность протоирея Александра Шмемана на «Радио Свобода», который в противовес антирелигиозной пропаганде вел циклы бесед, подробно посвящавшие слушателя в детали православной веры, православные церковные обряды и молитвы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее