Использование систем межбанковских переводов для международных и национальных финансовых трансакций

Изменение структуры банковских и иных финансовых институтов, платежных инструментов и средств платежа, развитие программно-технических средств, трансформация потребностей хозяйствующих субъектов и частных лиц в платежных услугах, а также внешнеполитические предпосылки актуализируют задачу согласования в развитии платежных систем участников интеграционных образований в рамках Евразийского экономического союза.

Важнейшей перспективой развития платежных систем союзных республик является расширение национального розничного платежного пространства в масштабе Евразийского экономического союза, а также создание инфраструктуры общего платежного пространства, позволяющего осуществлять платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе и перспективной российской национальной системы платежных карт (НСПК).

Российская платежная система не имеет принципиальных отличий от аналогичных национальных систем иных государств и сформирована в соответствии с тенденциями развития платежной индустрии. Так, проведение валовых межбанковских переводов обеспечивает платежная система Банка России, являющаяся ключевым звеном НПС, а также платежные системы ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Банк ВТБ». Денежные расчеты на финансовом рынке организует платежная система Национального расчетного депозитария (НРД), являющаяся одной из инфраструктур финансового рынка. Розничный сектор НПС представлен многочисленными участниками различной степени распространенности и агрегации, в их числе операторы платежных систем, почта, платежные агенты и т.д.

Определяющими развитие карточной сферы розничных услуг в России весь предыдущий период являлись две международные платежные системы.

В сфере розничных услуг российская НПС имеет определенное отличие от зарубежных систем, выраженное в отсутствии: отечественной карточной системы и единой (объединенной) розничной платежной инфраструктуры для централизованной обработки и клиринга всего массива мелко стоимостных платежей (государственных выплат, карточных платежей, переводов физических лиц, оплат услуг, включая ЖКХ). Национальные клиринговые палаты, созданные во многих странах, позволяют снизить издержки банков и их клиентов, связанные с розничным обслуживанием, автоматизировать и стандартизировать многие процессы в этом сегменте в интересах большинства участников.

Структурные преобразования на рынке розничных платежных услуг являются на сегодняшний день актуальными и своевременными. Изменения должны привести к построению современной инновационной единой розничной инфраструктуры, объединяющей большинство участников рынка, и с бизнес-моделью, позволяющей централизованно обрабатывать весь сегмент розничных платежей, обеспечивать их единый клиринг и завершать расчет денежными средствами в платежной системе Банка России. Наличие современной платежной инфраструктуры обеспечит необходимые мощности для эффективного приема и обработки имеющегося количества платежей, станет платформой для внедрения инновационных розничных продуктов и технологических решений, в том числе и для вводимого с 2016 года электронного паспорта гражданина Российской Федерации.

Что касается вопроса создания единого платежного пространства Евразийского экономического союза, то данная кооперация приведет к острой необходимости внедрения системы мультивалютных операций (опыт организации системы CLS), либо к ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты (и в дальнейшем применение опыта и практики платежного пространства SEPA). На сегодняшний день необходимо поставить перед национальными банками стран участниц вопрос об исключении из межгосударственного платежного оборота доллара США и Евро, так как исходя из статистических данных около половины взаимного платежного оборота между странами Евразийского экономического союза приходится на доллар США и Евро.

В части административного воздействия в рамках валютного законодательства необходимо признать резидентами каждой страны-участницы резидентов всех других стран- участниц союза, сделав расчеты в долларах США и Евро невозможными (по общему правилу валютные операции между резидентами в России запрещены).

Создание на базе Евразийского банка развития клирингового механизма, обеспечивающего расчеты в рамках Евразийского экономического союза в любой из валют стран-участниц с использованием процедур мультивалютной конверсии, является логическим решение многих задач в рамках сотрудничества.

Также актуальным остается вопрос создания межгосударственного (наднационального) института надзора и наблюдения за соответствующей платежной системой вне зависимости от выбранной модели организации трансграничных платежей.

Одновременно регуляторам необходимо обращать внимание на снижение уровня системного риска с целью недопущения распространения риска от одного участника той или иной платежной системы другому, ограничение концентрации расчетов в одной системе, а также рыночное развитие платежных систем, направленное на снижение стоимости проведения платежных операций.

Отсутствие аналога системы SWIFT для осуществления информационного обмена с контрагентами из России, Белоруссии и Казахстана ставит под угрозу возможность осуществления трансграничных переводов и платежей в этих направлениях. В связи с этим за счет создания системы обмена банковской информации с возможностью внутренней обработки сообщений по локальным расчётам, а также по расчетам в рамках Евразийского экономического союза возможно обеспечение операционной независимости банковского сегмента от решений, принимаемых другими странами. Также это позволит снизить риски утечки информации о финансово-платежной активности компаний-резидентов стран Евразийского экономического союза за рубеж.

С целью повышения эффективности функционирования системы и ее структурных единиц, необходимо осуществление мероприятий, направленных на усиление технологической стандартизации обработки платежной информации и создание унифицированной системы транспорта, в том числе для оказания платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры для расчетов внутри Евразийского экономического союза.

Отдельным дискуссионным вопросом остается подготовка платежного пространства к интеграции в рамках Евразийского экономического союза, так как наиболее заметным является дисбаланс доли наличных денег в общем объеме денежной массы.

Таким образом, организация и регулирование единого платежного пространства на территории Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана - процесс сложный и многоаспектный. Тем не менее, в результате решения этих вопросов платежные операции должны стать доступными для населения, выгодными для бизнеса, эффективными для государства и безопасными для всех участников.

Системы переводов и расчетов по международным трансакциям в иностранной валюте Международные трансакции в иностранной валюте осуществляются через корреспондентские счета, открытые уполномоченными банками РФ в банках-корреспондентах (резидентах и нерезидентах), а также через корреспондентские счета указанных банков в уполномоченных банках РФ. Уполномоченными являются банки, получившие генеральную лицензию ЦБ на совершение операций в иностранной валюте.

Порядок осуществления международных трансакций как в иностранной валюте, так и в валюте РФ регламентируется соглашениями об организации расчетов, заключенными между ЦБ и национальными (центральными) банками иностранных государств, нормативными документами ЦБ РФ и корреспондентскими соглашениями, заключенными между уполномоченными банками и их банками-корреспондентами.

При осуществлении международных трансакций в иностранной валюте списание средств с корреспондентских счетов производится на основании платежных поручений владельцев данных счетов. Поручения направляются банками друг другу посредством тестированных телетрансмиссионных сообщений через сеть S.W.I.F.T. либо по почте. Системы переводов и расчетов по международным трансакциям в национальной валюте

Международные трансакции в валюте РФ осуществляются через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках. При осуществлении международных трансакций списание средств с корреспондентских счетов банков-нерезидентов осуществляется уполномоченными банками на основании платежных поручений банков-нерезидентов. Платежные поручения и другие сообщения, связанные с движением средств по корреспондентским счетам, направляются банками-нерезидентами и уполномоченными банками друг другу по SWIFT, телексу, электронной почте, с применением других телетрансмиссионных средств либо по почте.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >