Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Банковское дело arrow Методы перевода средств международными банками

Использование систем межбанковских переводов для международных и национальных финансовых трансакций

Изменение структуры банковских и иных финансовых институтов, платежных инструментов и средств платежа, развитие программно-технических средств, трансформация потребностей хозяйствующих субъектов и частных лиц в платежных услугах, а также внешнеполитические предпосылки актуализируют задачу согласования в развитии платежных систем участников интеграционных образований в рамках Евразийского экономического союза.

Важнейшей перспективой развития платежных систем союзных республик является расширение национального розничного платежного пространства в масштабе Евразийского экономического союза, а также создание инфраструктуры общего платежного пространства, позволяющего осуществлять платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе и перспективной российской национальной системы платежных карт (НСПК).

Российская платежная система не имеет принципиальных отличий от аналогичных национальных систем иных государств и сформирована в соответствии с тенденциями развития платежной индустрии. Так, проведение валовых межбанковских переводов обеспечивает платежная система Банка России, являющаяся ключевым звеном НПС, а также платежные системы ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Банк ВТБ». Денежные расчеты на финансовом рынке организует платежная система Национального расчетного депозитария (НРД), являющаяся одной из инфраструктур финансового рынка. Розничный сектор НПС представлен многочисленными участниками различной степени распространенности и агрегации, в их числе операторы платежных систем, почта, платежные агенты и т.д.

Определяющими развитие карточной сферы розничных услуг в России весь предыдущий период являлись две международные платежные системы.

В сфере розничных услуг российская НПС имеет определенное отличие от зарубежных систем, выраженное в отсутствии: отечественной карточной системы и единой (объединенной) розничной платежной инфраструктуры для централизованной обработки и клиринга всего массива мелко стоимостных платежей (государственных выплат, карточных платежей, переводов физических лиц, оплат услуг, включая ЖКХ). Национальные клиринговые палаты, созданные во многих странах, позволяют снизить издержки банков и их клиентов, связанные с розничным обслуживанием, автоматизировать и стандартизировать многие процессы в этом сегменте в интересах большинства участников.

Структурные преобразования на рынке розничных платежных услуг являются на сегодняшний день актуальными и своевременными. Изменения должны привести к построению современной инновационной единой розничной инфраструктуры, объединяющей большинство участников рынка, и с бизнес-моделью, позволяющей централизованно обрабатывать весь сегмент розничных платежей, обеспечивать их единый клиринг и завершать расчет денежными средствами в платежной системе Банка России. Наличие современной платежной инфраструктуры обеспечит необходимые мощности для эффективного приема и обработки имеющегося количества платежей, станет платформой для внедрения инновационных розничных продуктов и технологических решений, в том числе и для вводимого с 2016 года электронного паспорта гражданина Российской Федерации.

Что касается вопроса создания единого платежного пространства Евразийского экономического союза, то данная кооперация приведет к острой необходимости внедрения системы мультивалютных операций (опыт организации системы CLS), либо к ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты (и в дальнейшем применение опыта и практики платежного пространства SEPA). На сегодняшний день необходимо поставить перед национальными банками стран участниц вопрос об исключении из межгосударственного платежного оборота доллара США и Евро, так как исходя из статистических данных около половины взаимного платежного оборота между странами Евразийского экономического союза приходится на доллар США и Евро.

В части административного воздействия в рамках валютного законодательства необходимо признать резидентами каждой страны-участницы резидентов всех других стран- участниц союза, сделав расчеты в долларах США и Евро невозможными (по общему правилу валютные операции между резидентами в России запрещены).

Создание на базе Евразийского банка развития клирингового механизма, обеспечивающего расчеты в рамках Евразийского экономического союза в любой из валют стран-участниц с использованием процедур мультивалютной конверсии, является логическим решение многих задач в рамках сотрудничества.

Также актуальным остается вопрос создания межгосударственного (наднационального) института надзора и наблюдения за соответствующей платежной системой вне зависимости от выбранной модели организации трансграничных платежей.

Одновременно регуляторам необходимо обращать внимание на снижение уровня системного риска с целью недопущения распространения риска от одного участника той или иной платежной системы другому, ограничение концентрации расчетов в одной системе, а также рыночное развитие платежных систем, направленное на снижение стоимости проведения платежных операций.

Отсутствие аналога системы SWIFT для осуществления информационного обмена с контрагентами из России, Белоруссии и Казахстана ставит под угрозу возможность осуществления трансграничных переводов и платежей в этих направлениях. В связи с этим за счет создания системы обмена банковской информации с возможностью внутренней обработки сообщений по локальным расчётам, а также по расчетам в рамках Евразийского экономического союза возможно обеспечение операционной независимости банковского сегмента от решений, принимаемых другими странами. Также это позволит снизить риски утечки информации о финансово-платежной активности компаний-резидентов стран Евразийского экономического союза за рубеж.

С целью повышения эффективности функционирования системы и ее структурных единиц, необходимо осуществление мероприятий, направленных на усиление технологической стандартизации обработки платежной информации и создание унифицированной системы транспорта, в том числе для оказания платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры для расчетов внутри Евразийского экономического союза.

Отдельным дискуссионным вопросом остается подготовка платежного пространства к интеграции в рамках Евразийского экономического союза, так как наиболее заметным является дисбаланс доли наличных денег в общем объеме денежной массы.

Таким образом, организация и регулирование единого платежного пространства на территории Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана - процесс сложный и многоаспектный. Тем не менее, в результате решения этих вопросов платежные операции должны стать доступными для населения, выгодными для бизнеса, эффективными для государства и безопасными для всех участников.

Системы переводов и расчетов по международным трансакциям в иностранной валюте Международные трансакции в иностранной валюте осуществляются через корреспондентские счета, открытые уполномоченными банками РФ в банках-корреспондентах (резидентах и нерезидентах), а также через корреспондентские счета указанных банков в уполномоченных банках РФ. Уполномоченными являются банки, получившие генеральную лицензию ЦБ на совершение операций в иностранной валюте.

Порядок осуществления международных трансакций как в иностранной валюте, так и в валюте РФ регламентируется соглашениями об организации расчетов, заключенными между ЦБ и национальными (центральными) банками иностранных государств, нормативными документами ЦБ РФ и корреспондентскими соглашениями, заключенными между уполномоченными банками и их банками-корреспондентами.

При осуществлении международных трансакций в иностранной валюте списание средств с корреспондентских счетов производится на основании платежных поручений владельцев данных счетов. Поручения направляются банками друг другу посредством тестированных телетрансмиссионных сообщений через сеть S.W.I.F.T. либо по почте. Системы переводов и расчетов по международным трансакциям в национальной валюте

Международные трансакции в валюте РФ осуществляются через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках. При осуществлении международных трансакций списание средств с корреспондентских счетов банков-нерезидентов осуществляется уполномоченными банками на основании платежных поручений банков-нерезидентов. Платежные поручения и другие сообщения, связанные с движением средств по корреспондентским счетам, направляются банками-нерезидентами и уполномоченными банками друг другу по SWIFT, телексу, электронной почте, с применением других телетрансмиссионных средств либо по почте.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее