Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Мужские глянцевые журналы

Современный социальный миф. Мифы в глянцевых изданиях

Много веков назад мифы создавались людьми, когда те не могли объяснить природные и климатические явления, и социальные феномены. В наше время существует большая индустрия по формированию и трансляции мифов в общественное сознание. Одним из видов современных мифов является социальный миф. Основой для современных социальных мифов являются средства массовой информации. Именно СМИ являются проводником мифов в сознание людей. Мы читаем газеты и журналы, слушаем радиоэфиры, смотрим фильмы и новостные программы, и постоянно поддаемся влиянию мифа, сами того не понимая. Почему в наше время эта роль досталась именно СМИ? Потому что мир масс медиа развивается очень быстро, чтобы отвечать и соответствовать течению исторического времени, и потому что СМИ являются одним из самых влиятельных институтов, которые могут воздействовать на человеческое сознание и формировать его взгляды. Основная задача любого СМИ - это беспристрастное информирование читателя / слушателя и его просвещение или развлечение, конкретная задача определяется жанром СМИ и его редакционной политикой. Но уже на протяжении многих лет газеты, журналы, телеканалы и радиостанции приобрели еще одну характерную черту - манипулятивную. С помощью манипуляций СМИ достигают поставленных целей быстрее и эффективнее. В своей статье А.А. Гаврилов выделяет основные методы влияния на общество, которые используют современные СМИ:

  • 1. Средства эмоционального воздействия (сенсационность, медиа-насилие, метод запугивания);
  • 2. Изменение коммуникативно-содержательной стороны информации (искажение, утаивание информации, манипуляция со временем и местом ее подачи, мистификация);
  • 3. Лингвистические приемы (фрагментация, упрощение, повторение, эвфемизация, метафоризация);
  • 4. Мифологизация.

Мифологизация является одним из самых успешных и эффективных методов, с помощью которого происходит внедрение определенной информации в сознание общества. Составная часть мифологизации - миф, может подменять собою реальность для того человека, кто свято в него верит, ведь обязательное условие работы для мифа это вера. Современный миф имеет ряд общих функций, некоторые из которых могут совпадать с мифом архаическим:

  • 1. Миф восполняет интеллектуальные «пробелы» человека в определенных областях;
  • 2. Миф репрезентирует и ориентирует на ценности, традиции и нормы;
  • 3. Миф интегрирует и объединяет личностей и общества в социуме;
  • 4. Миф утешает и поддерживает (именно поэтому всплеск мифологии происходит в тот момент, когда в обществе происходят серьезные изменения);
  • 5. Миф формирует мировоззрение, ощущение, понимание и восприятие окружающего мира;
  • 6. Миф контролирует и формирует действия и поведение общества;
  • 7. Основа мифа - устойчивые прообразы, которые противопоставлены друг другу (добро - зло, прошлое - будущее и так далее);
  • 8. Миф связан с исторической памятью общества и воздействует на него.

Современное российское общество очень мифологично, и это не только потому, что СМИ является очень сильным институтом и транслятором мифов, но и потому, что наше общество предрасположено для внедрения мифов. К этим характерным чертам социума можно отнести низкий образовательный и культурный уровень населения, высокий уровень доверия к СМИ/политикам / другим авторитетам, низкая медийная грамотность населения, разобщенность общества и отсутствие единой исторической памяти, склонность массового сознания к вере в миф. Современные социальные мифы не возникают из ниоткуда, у каждого из них есть «определенный заказчик». Мифы конструируются теми, кто имеет доступ к массовому сознанию - это не только политики и транснациональные корпорации, но и журналисты, писатели, ученые. В большинстве случаев, в роли «заказчиков» выступают власть и элита, которые хотят внедрить свои идеи в сознание общества. В этом случае СМИ выступает лишь передатчиком, «информационном лифтом», который доносит информацию. Иногда в роли «заказчиков» выступают коммерческие организации, которые хотят расширить свой рынок, привлечь новых клиентов и инвесторов, повысить свою популярность, обойти конкурентов и так далее. Но бывают случаи, когда сами СМИ навязывают мифы своим читателям, исходя из жанра издания и следуя его редакционной политике. Именно этот случай мы можем наблюдать со страниц глянцевых журналов, которые являются одними из самых массовых и ярких трансляторов современной мифологии.

Современный социальный миф может находиться в двух фазах - активной и пассивной. В активной фазе миф воздействует на общество и подчиняет его себе, но когда меняется исторический фон и социальная действительность, миф может потерять свою актуальность. Тогда он переходит в пассивную фазу, в которой будет находится до того момента, пока не возникнут схожие условия для его «активной жизни».

С.М. Фролова в своей статье говорит о том, что в современном обществе существуют следующие виды мифов:

  • 1. Политические мифы
  • 2. Социальные мифы
  • 3. Идеологические мифы
  • 4. Экономические мифы
  • 5. Религиозные мифы

С темой данной дипломной работы связаны первые три типа мифов, так как они находят свое воплощение в глянцевой журналистике. Политические и социальные мифы обладают самым важным качеством - они конструируют представление о реальности. Любой глянцевый журнал представляет собой особый мир со своими правилами и законами, который погружает читателя в другую реальность. Политические мифы практические всегда в качестве объектов используют реальные образы. Обычно ими становятся известные политические деятели, которые воплощают в себе определенную идеологию. Современный глянец в качестве объектов тоже предпочитает использовать реальных людей. Из года в год, одни и те же модели сменяют друг друга на обложках журналов, одни и те же дизайнеры демонстрируют свои коллекции на главных Неделях Моды, одни и те же «светские лица» мелькают в фото-хрониках и репортажах с мероприятий. Современные мифы настолько сильно соединяются с действительностью, интегрируются с нею, что у читателя или зрителя не остается сомнений, что это не миф, а реальная действительность. СМИ являются самым современным, быстрым и удобным способом для распространения мифов. И если в СССР СМИ продвигали в обществе тоталитарный миф о «Стране Советов» и о коммунизме как об «единственном правильном пути», то сейчас глянцевые журналы пишут о мифе, который связан с образом жизни. Женщины обязательно должны посещать салоны красоты, делать маникюр каждую неделю, начинать свое утро с зарядки, встречаться с подружками за чашкой кофе, чтобы обсудить «насущные проблемы» и узнать о последних сплетнях. Мужчины должны много работать (желательно иметь свой бизнес и работать «на себя», а не «на дядю»), иметь дорогой автомобиль, пользоваться успехом у женщин, тратить на свой образ минимум времени и максимум финансовых вложений, отдыхать несколько раз в год (в особом почете экзотические острова и горнолыжные курорты). Во времена СССР политические мифы имели много схожих черт с мифами архаическими: в качестве объекта они избирали конкретную личность, которая воплощала в себе образ героя - сильного, смелого, готового пожертвовать всем ради своей Родины. Современные герои глянца не должны ничем жертвовать, потому что мир и так лежит у их ног, им остается только сделать «тяжелый выбор» - какое мероприятие сегодня посетить и смокинг какого дизайнера выбрать. Политические мифы активно используют символику, которая усиливает значение мифа и укрепляет веру в него. В СССР это были красные пионерские галстуки, значки октябрят и пионеров, партийные билеты, гимн. В глянцевом мире символика воплощается в рекламе. Это дорогие отели, которые нужно выбирать для отдыха, это элитное шампанское, которое следует покупать для праздников и важных событий, это именитые дизайнеры, в чьих коллекциях всегда найдешь подходящий образ и в официально-деловом, и в вечернем стиле. Политический и идеологический миф в реальности дают людям надежду о том, что желаемое обязательно воплотиться в действительное, и что все желания обязательно исполняться. Оба этих мифа являются искусственно созданными, то есть они конструировались под определенную цель и «по заказу». И политический, и идеологический миф направлены на управление массовым сознанием, что можно наблюдать и в глянцевых изданиях. Реклама является еще одним средством для передачи мифов в современном мире. Яркое воплощение в рекламе находят экономические мифы или «маркетинговые мифы». Типичные сюжеты, которые использует любая реклама, основываются на сакральном прошлом, к которому добавляются отдельные факты или события, которые преподносят все в новом свете. Рекламная мифология конструирует вокруг человека особое культурное пространство, связанное с историческим опытом, что человек не осознает причину своего выбора, а просто делает его без лишних размышлений и рассуждений.

Каждый современный глянцевый журнал преподносит читателю образ современного мужчины или современной женщины, который базируется на мифах, связанных с разными сферами жизни. В глянцевых изданиях чаще всего это - внешность, отношения, карьера, хобби, здоровье. В глянцевых журналах внешность является определяющим фактором успеха во всех областях и отражением внутреннего мира человека (неухоженный человек не может быть духовно богатым и интересной личностью). В понятие «внешность» входит спортивное подтянутое тело; симпатичное лицо; опрятная и аккуратная одежда, соответствующая духу времени и отвечающая современным трендам. И хотя в последнее время все больше глянцевых журналов поддерживают тему «body positive», «живой красоты» и принятия себя, это носит очень ограниченный и экспериментальный характер, так как подавляющее большинство глянцевых обложек и статей демонстрируют нам идеальные лица, волосы и фигуры. Прежде чем переходить к конкретным глянцевым мифам, необходимо в целом рассмотреть ту реальность, которую репрезентует глянцевый журнал. Если говорить о мужском журнале, то чаще всего его героем является успешный мужчина 30-35 лет, который еще молод, но уже имеет небольшой опыт - как в работе, так в отношениях, но на данный момент он холост, так как не спешит себя связывать узами брака, хотя пользуется большим успехом среди женщин. Он много и напряженно работает, но умеет отдыхать «на полную катушку». Он следит за своей внешностью, знает о трендах и тенденциях, отслеживает последние новинки в мире автомобилей и современных технологий. Этот герой умеет и любит тратить деньги на себя и свои развлечения - путешествия, клубы, дорогие сигары и алкоголь, новые гаджеты, стильные аксессуары и многое другое. Несмотря на напряженной график, он обязательно выделяет время для занятий спортом, потому что следит за своим телом.

Одной из составляющих социального мифа является ценность успеха, которую мы можем проследить в большинстве глянцевых изданий. Ценностный характер успеха воплощается в мифе, потому что миф - это очень удобная и лаконичная форма для передачи информации, которая соответствует духу времени и меняется вместе с исторической действительностью. Как пишет в свой статье Колкутина В.П., миф является древнейшим способом социального управления, и он подталкивает общество к тому, чтобы мыслить в определенных категориях, и оценивать лишь те аспекты, которые признаны в качестве значимых. Миф является превосходным средством для ориентации в мире, так как он стандартизирует, типизирует, классифицирует образы и явления. Модель успеха - составная часть социального мифа, которая соединяет в себе мотивацию, акцент на достижение результатов и ценности, которыми в данный момент живет общество. Ценности приобретают «лицо», воплощаются в конкретных образах, что ускоряет их осознание человеком, и их проникновение в личность. Модель успеха для человека является сильнейшим мотиватором, который ведет к достижению целей, а так же является примером формы поведения в конкретной социальной структуре. Благодаря модели успеха человек активизирует весь свой опыт, умения, знания ради достижения определенных целей, каждая из которых приближает его к ценным ресурсам общества, которые оцениваются обществом как важные и необходимые. Модели успеха воплощаются в мифах об успехе, которые являются «учителем» для общества, они готовят человека для осмысленного и сознательного вхождения в мир. Миф об успехе содержит в себе высокую концентрацию стереотипных образов, которые дают информацию о профессиональных и внутренних качествах, а так же о видах и формах деятельности, о ценностях и других значимых вещах. Миф об успехе выполняет две важные функции: человек идентифицирует себя с обществом и с определенной социальной группой, а также оценивает и обосновывает правильность или неправильность выбора, решения или действий.

Как уже было сказано выше, в мужских глянцевых изданиях внешность является определяющим фактором во всех областях. Чем лучше ты выглядишь - тем большей популярностью ты пользуешься у женщин и тем большего успеха ты достигнешь в карьере. Вокруг этих идей создаются все основные мифы о действительности в мужском глянце. Каждый журнал избирает для себя концепцию, которая определяет последующие мифы - это либо журнал-приятель, который шутит над тобой и иронизирует над всем происходящим (как «GQ», «Playboy»), либо журнал-учитель, который позволяет себе чуть меньше вольностей в общении с читателем, но зато он его образовывает и обучает в некоторых сферах («Esquire»). Иногда встречается смесь этих концепций в одной издании - журнал не только развлекает, но и доносит информацию научного характера («Men's Health»). Модель настоящего мужчины в каждом из журналов конструируется исходя из нескольких параметров: возраст, внешность, стиль жизни (куда входит работа, увлечения, любимые марки одежды и автомобилей и так далее). Получается что этот образ состоит из штампов, предметов и способов потребления. Эти составные части не имеют своего содержания, а выступают лишь в роли указателей. Указатели - это марки и бренды одежды / аксессуаров / автомобилей / мобильных телефонов и так далее. В глянцевых журналах бренд определяет твой статус, социальный класс и принадлежность к тому или иному обществу. Миф о карьере складывается из нескольких аспектов. Для достижения высот на работе и быстрого продвижения по карьерной лестнице, мужчине необходимо иметь подтянутое тело, ухоженное лицо и волосы, умение одеваться стильно и подбирать «правильный парфюм» для каждого случая жизни. Как правило, в статьях о карьере редко говорится об образовании и профессиональных навыках, умениях и опыте. Еще одна сфера, которая воплощается в миф - это отношения между мужчиной и женщиной. Практически все женщины из «глянцевого мира» - это сексуальные красотки, которые не следят за своим интеллектуальным развитием, но следят за последними трендами и тенденциями; они следят за питанием, занимаются спортом, но в большей мере из-за своего мужчины, так как ради «него» они готовы на все. Мужской глянец отчаянно продвигает образ холостяка с миллионами непостоянных подружек, потому что семья до 40 лет и моногамные связи - «это не круто». В отношениях с женщиной расставлены приоритеты. Главное - это сохранять и проявлять свою мужскую независимость и получать удовлетворение от интимных отношений, которым придается очень большая значимость. Успеху в глянце отводится особое место. Во-первых, потому что глянцевый журнал - это уже символ успеха и принадлежности к «высшему кругу», а во-вторых, потому что герои глянца, в независимости от того мужчины они или женщины, всегда успешны. Любое дело, за которое они берутся - всегда получается, для этого они не прилагают особых усилий и не приносят ничего в жертву. Благодаря мифу об успехе, глянцевые издания зарабатывают хорошие деньги - потому что успех в журналах всегда воплощен в конкретных образах. Это дорогая одежда, квартиры и дома, обставленные по последним трендам, дорогие аксессуары, новинки в мире современных технологий.

В целом, мужской глянцевый журнал репрезентует собой мономиф, который можно проследить, а затем описать конкретный образ, благодаря статьям, фото-материалам, рекламе. В мужских журналах существует три основных группы мифов: это мифы о внешности, о карьере, об отношениях. Миф об успехе является связующим и так же одним из основных.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее