Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Роль средств массовой информации в обеспечении безопасности

Средства массовой информации и национальная безопасность государства

Уровень развития информационной среды общества является одним и самых весомых факторов во всех сферах национальной безопасности.

Это обусловливается стремлением каждого государства реализовать собственные национальные интересы, которые направлены на формирование национального информационного ресурса в условиях глобализации мировых информационных процессов.

Средства массовой информации играют особую роль в укреплении национальной безопасности государства. «Лучшая основа для открытого диалога между институтами безопасности и СМИ - это объективное и профессиональное освещение деятельности служб безопасности» [7, c. 53].

Средства массовой информации являются важным и уникальным элементом в национальной стратегии государства, особенно, когда мы живем в условиях информационной революции. Информация стала важным элементом защиты национальной безопасности государства.

Под национальной безопасностью страны понимается степень защищенности ее от возникновения и действия угроз, которые могут нанести существенный ущерб целостности, суверенитету и независимости страны, подорвать потенциал страны или серьезно ухудшить ее положение в мировом сообществе.

Национальная безопасность выступает также как совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Оно отражает важнейшие направления и принципы государственной политики и является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения, национальной безопасности.

Её основными принципами являются: соблюдение Конституции и законодательства страны при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учетом имеющихся ресурсов, средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права при осуществлении мер принудительного характера (в т. ч. с использованием военной силы); сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти, субъектам государства.

Демократизация современного мира необратимо меняет иерархию основных субъектов национальной безопасности. На первое место здесь объективно выходит личность, на второе - общество, оттесняя государство на третье, делая его в первую очередь инструментом защиты интересов личности и общества. Любая страна, претендующая на сколько-нибудь заметную роль в мировых делах, сегодня вынуждена строго соблюдать эту иерархию. Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека.

Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции значит отказаться от полноценного развития. Но именно развитие - ключевая предпосылка обеспечения национальной безопасности. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность экономических механизмов обеспечения национальной безопасности по сравнению с политическими и стратегическими факторами, поскольку именно экономика становится приоритетом мирового развития.

Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. В этом контексте проблема информации в современном мире многоаспектна: ее можно анализировать как глобальную, оказывающую универсальное влияние на тенденции политического, социально-экономического, научно-технического и культурного развития мирового сообщества. На наш взгляд, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.

Век информатики и становления информационного общества диктует свои установки для внешней политики. Если до появления разветвленной системы СМК большинство населения планеты было фактически исключено из политической жизни по причине неграмотности или отсутствия во многих странах эффективной информационной инфраструктуры, то в начале XXI века трудно встретить человека, который не был бы читателем, радиослушателем, пользователем сети Интернет, телезрителем. Все более влиятельной политической силой становится общественное мнение, превращающееся в новый действенный фактор трансформации международных отношений. Средства массовой информации закрепили свой статус неотъемлемой составной части конституционного государства, став одной из влиятельных ветвей власти [3, c. 77-79].

Информатизация, формирующая единое мировое информационное пространство, создавая глобальное сетевое общество, с одной стороны, открывает гражданам охваченных ею стран доступ ко всем материальным и духовным благам, умножает интеллектуальный ресурс, и, следовательно, все другие ресурсы, способствуя устойчивому развитию, достижению благополучия и безопасности личности и общества. С другой стороны, информационные технологии не являются абсолютным благом: они создают новые возможности для контроля и манипуляции массовым сознанием во внутренней политике и новые эффективные средства межгосударственного противоборства, и, соответственно, новые угрозы национальной безопасности.

Современный век является сложным со своими отношениями и взаимосвязями. Появление многих негативных социальных явлений, которые угрожают безопасности и стабильности общества, в большей части мира, стало одним из самых известных препятствий на пути развития стран во всех его аспектах. Сюда относят терроризм и экстремизм, которые приводят к кризису национальную безопасность государства. Явления экстремизма и терроризма являются проявлением слабости связей между индивидом и обществом, а также попыткой людей восстать против социальной реальности из-за чувства изоляции и отчаяния в результате ряда политических, экономических и интеллектуальных факторов. Это, несомненно, увеличивает ответственность средств массовой информации в борьбе с этими явлениями на том основании, что они играют роль наставника подрастающих поколений, помогая им адаптироваться в обществе со всеми его проблемами.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее