Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Медицина arrow Формирование лотов

Законодательное регулирование формирования лотов в Российской Федерации

Для начала, так как тема работы непосредственно связана с осуществлением государственных и муниципальных закупок, обратимся к Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Основной целью Закона о контрактной системе является повышение качества удовлетворения потребностей государственных и муниципальных заказчиков. Обеспечить достижение поставленной цели можно путем стимулирования и поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

В статье 6 Закона о контрактной системе среди принципов, установленных настоящим законом, присутствует принцип обеспечения добросовестной конкуренции, подробнее описанный в статье 8 закона. Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции): «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» п.7 ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 04.06.2014г.). .

В статье 8 Закона о контрактной системе описаны механизмы обеспечения конкуренции, среди которых «создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок» п.1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 06.04.2015.г.).. Обозначая другую составляющую содержания принципа обеспечения конкуренции, часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг» п.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 06.04.2015.г.).. В развитие этого положения в данной части также установлен запрет совершения любимы лицами, участвующими в процедуре закупки, действий, которые приводят к ограничению конкуренции.

Одним из действенных инструментов защиты и развития добросовестной конкуренции является формирование лотов. Лот, как уже было сказано выше, - это часть закупочной процедуры, в отношении которой заключается отдельный контракт. Лот отождествляться в данной работе с предметом закупки.

В Законе о контактной системе указано, что при проведении конкурса (открытого, с ограниченным участием, двухэтапного, закрытого) либо закрытого аукциона для каждого выделенного лота отдельно указывается объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) с ее обоснованием, сроки и иные условия поставки товара, оказания услуги, выполнения работы. п.6 ч.2. ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 06.04.2015.г.). То есть, согласно законодательству Российской Федерации, выделение лотов предусмотрено только для вышеуказанных способов закупки. Тем же законом установлено, что участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота, в отношении которого и заключается контракт с победителем. п.6 ч.2. ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 06.04.2015.г.).

Обосновывая отсутствие возможности выделения лотов при проведении ряда закупочных процедур, можно объяснить тем, что некоторые из конкурентных закупок, о которых в п.6 ст.24 Закона о контрактной системе речи не заходит (запрос котировок, запрос предложений), как правило, связаны с небольшими объемами закупки, и говорить о деление на лоты здесь было бы нецелесообразно.

Так как законодательство не позволяет выделять лоты при проведении электронных аукционов, при исследовании этого способа закупки под лотом будет пониматься, как уже было сказано выше, отдельный электронный аукцион. То есть лот отождествляется с предметом закупки. Закупка нескольких неоднородных товаров, работ, услуг путем проведения одного электронного аукциона будет считаться укрупненным (объединенным) лотом.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» утверждает перечень товаров, работ, услуг, закупку которых заказчик обязан проводить в форме электронного аукциона. Согласно этому перечню, лекарственные препараты для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупаются именно путем проведения электронного аукциона. Следовательно, проблема формирования лотов при проведении такого способа закупки является наиболее актуальной в данной работе.

Если с тем, какие закупки можно разделять на лоты, все понятно, то размытым остается вопрос о том, как эти лоты формировать.

Закон о контрактной системе не устанавливает четких правил формирования лотов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как таковых правил формирования лотов в российском законодательстве не существует. Основным принципом, которым должен руководствоваться заказчик при выделении лотов, является принцип обеспечения конкуренции, установленный Законом о контрактной системе и Законом о защите конкуренции.

Кроме того, Законом о защите конкуренции установлена невозможность «включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений» ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 04.06.2014.г.)..

Возникает следующий вопрос: каким образом определять ту самую технологическую и функциональную связь с товарами, работами, услугами? В законодательных актах Российской Федерации нет такого определения, откуда и возникает огромное количество вопросов участников закупочных процедур и вытекающих из них проблем, в виду чего практика контролирующих органов весьма обширна и непоследовательна: в отношении идентичных закупок может быть вынесено диаметрально противоположное решение.

Кроме того, заказчикам приходится самостоятельно определять наличие технологической и функциональной связи между товарами, работами услугами, что влечет не только большое количество жалоб в контролирующие органы со стороны потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, но и увеличение затрат на проведение закупки со стороны заказчика.

Идеальной представляется ситуация, при которой заказчик самостоятельно при организации закупки проводит анализ рынка и, опираясь на различные последствия стратегий формирования лотов, выбирает оптимальные размер и количество лотов. Однако такая ситуация труднодостижима, так как:

Заказчик не всегда обладает достаточными временными ресурсами на полноценный анализ рынка, а временные затраты на его проведения не всегда стоят выигрыша в цене и качестве при повышении уровня конкуренции за счет выбора наилучшего способа формирования лотов;

Анализ рынка связан с большими затратами, в том числе с финансовыми, затратами рабочей силы, в то время как выигрыш от формирования оптимальных лотов не всегда стоит этих затрат.

Тем не менее, заказчиком должны быть приложены максимально возможные усилия по формированию лотов без нарушения законодательства в сфере обеспечения добросовестной конкуренции

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее