Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Социологический подход к пониманию права

Социологический подход к пониманию права


Эссе

Социологический подход к пониманию права

Законодательные акты, которые не реализуются, не применяются в реальной жизни, перестают быть правом, они отмирают и становятся "мертвым правом". Живое право - это такие нормы, которые закреплены в законодательных актах, осознанны населением и действуют, реализуются в конкретных правоотношениях. Без реализации законы остаются "куском макулатуры" или историческими памятниками права. Право есть антипод правонарушений, а правонарушения не сводятся к повреждению того или иного кодекса или закона.

Правонарушения наносят ущерб и имеют социальную опасность для реальных материальных и духовных ценностей общества, государства и людей. Кроме того, нужно подчеркнуть, что в обществе бывают случаи, когда законы не приняты, а правоотношения сформировались на основании морали, соглашений, договоров, сознания и т.п.

Таким образом, в обществе могут существовать правоотношения без законодательных актов. Эти правоотношения могут существовать также на основании обычного права, прецедентного права, договорного права, религиозного права (там, где существует система религиозного права).

Можно подчеркнуть, что право может иметь также естественный характер, как совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей людей и организаций, которые возникают в результате вступления людей в экономические, политические, торговые, семейные и другие социальные отношения. Естественное право может быть оформлено и закреплено в законодательных актах по деятельности правотворческих органов. Право, созданное государством, иногда называют положительным, объективным правом, поскольку оно не зависит от воли конкретного лица.

Право, которое сводится к конкретным правам, свободам и обязанностям гражданина, предприятия, организации и государства, называют субъективным правом. Таким образом, может существовать естественное право, объективное позитивное право и субъективное право. В западных странах ставят вопрос и о существовании права социальных групп, коллективов и т.д. законодательный правоотношение государственный юридический

Таким образом, право - сложное явление, поскольку оно отражает очень сложные экономические, политические и другие социальные отношения. Право, законодательство должно отражать экономические, политические закономерности развития общества, тогда законы будут иметь правовой характер. На основании анализа этих концепций можно дать много определений права. Оно сводится к нормативной концепции плюс моральный, социологический, генетический (природный) подходы.

Право - это система или совокупность формально выраженных норм (правил поведения), которые отражают и регулируют наиболее важные экономические, политические и другие социальные отношения (закономерности их развития), установленные или санкционированные государством, имеют общеобязательный характер, выражают меру справедливости, равноправия, свободы и ответственности участников общественных отношений, охраняемых государственной властью от нарушений, закрепляют юридические права и обязанности субъектов правоотношений, охраняют социальные ценности общества, государства и граждан и направлены на развитие демократии, укрепление законности и правопорядка.

Социологический подход к трактовке права тесно переплетается с этическим, поскольку право выступает не только как мера справедливости, но и как оценка взаимоотношений между людьми, между личностью и государством, государством и обществом. Право регулирует общественные отношения. При помощи государства и права общество определяет, какие отношения требуют правового оформления и государственной защиты. Право устанавливает пределы свободы личности и государства (других субъектов) в этих взаимоотношениях, а также юридическую ответственность за нарушение этих границ.

Право, по сути, ограничивает абсолютную свободу своих субъектов, потому что жить в обществе и быть свободным от него невозможно (по Марксу). По выражению Маркса: «Свобода - это право делать все и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом. Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность». Свобода человека является одной из высших социальных ценностей гражданского общества, как и жизнь, честь и достоинство личности. Иногда свобода ценится выше, чем сама жизнь человека. Проблема свободы человека - это очень большая и сложная проблема.

С позиций социологического подхода чисто нормативный подход к пониманию права сводится к тому, что законы, кодексы - это не право, если они не реализуются в общественных отношениях. Законы, которые не реализуются в общественных правоотношениях, могут быть историческими памятниками, декларациями или куском макулатуры. Такие законы иногда называют «мертвым правом» и наоборот, «живое право» - это реальные правоотношения.

Правоотношения - это нормы права в действии, решающая форма социального бытия права и наоборот, право - это правоотношения, закрепленные в юридических нормах и отражены в правовом сознании.

Таким образом, «мертвое право» - это уже не право, это уже история права, история намерений, идей, идеалов и т.п. Право называется правом, когда оно всегда действует и реализуется. Вместе с тем, законы могут существовать и длительное время не применяться, если они не отменены - они существуют в потенциальном виде.

Например, в Англии один закон применили через 150 лет с момента, когда он практически перестал действовать, но не был отменен. Чтобы более глубоко понять природу права, нужно проанализировать, как возникают правоотношения и их юридическое оформление. История знает два пути возникновения правоотношений. Во-первых, правоотношения возникают стихийно или целенаправленно на базе правовых идей, идеалов, принципов и реализуются в жизни. В этом случае правоотношения возникают раньше законов государства. Их возникновение обусловлено потребностями и интересами различных классов, социальных групп, наций или всего народа. Эти правоотношения государство отражает и закрепляет в законах и подзаконных нормативных актах. Во-вторых, правоотношения возникают на основании законов, которые должны выражать потребности и интересы каждого человека и всего общества, в том числе и государства. При переходе к рыночным отношениям или другой экономической системы правоотношения еще не возникли, поэтому законы должны выражать закономерности экономической и политической жизни, и на основании таких законов создаются новые правоотношения. В таком случае государство вынуждено принять очень много законов, которые пока плохо реализуются. Кроме того должна существовать система законов по регулированию тех или иных экономических, политических и общественных отношений.

В частности, несмотря на то, что в России принято более 500 законов, для перехода к новым экономическим отношениям еще нужно принять около 50 законов. Вместе с тем существует много нормативных актов, но они содержат много противоречий, поэтому правоотношения имеют нестабильный характер.

Например, в республике существует более 30 различных налогов, которые регулируются различными нормативными актами, хотя для регулирования налогов нужен один закон или кодекс, который бы устранил противоречия и стимулировал развитие экономических отношений. Новые правоотношения, как правило, закрепляются очень медленно, требуется определенное время, чтобы они были осознаны и закреплены в законах, должны эффективный механизм реализации.

Социологический подход к праву предусматривает диалектическое единство законов и реальных правоотношений. Реальные правоотношения возникают на основании реализации субъективных прав граждан, организаций и самого государства. В литературе различают объективное и субъективное право. К объективному праву относят все нормативно-правовые акты, принятые государством и существующие независимо от воли отдельного лица. Субъективное право - это совокупность конкретных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту и которые могут быть реализованы в правоотношениях.

Например, согласно действующему законодательству гражданин имеет право на автомобиль. Это объективное право, субъективным оно станет, когда гражданин реализует это право - купить и сможет распоряжаться им, как захочет. Поэтому право - это не только правоотношения, но и диалектическое единство объективного и субъективного права. По своему содержанию правоотношения включают субъективные юридические права и обязанности, которые могут быть закреплены в действующем законодательстве или могут существовать и без юридического оформления.

Чтобы лучше понять суть и природу права, нужно также использовать функциональный подход. Право не только регулирует общественные отношения, но и предохраняет их от нарушения. Таким образом, антиподом права является правонарушение. Правонарушение - это противоправное, общественно опасное деяние, за которое установлена юридическая ответственность. В праве государство определяет их как деятельность и поведение, которые наносят вред обществу или отдельному лицу. При помощи законодательства государство запрещает такую деятельность и поведение. Правонарушения наносят вред не самым нормам права, а общественным отношениям и социальным ценностям. Оно нарушает субъективные права лица, организации, государства, народа. Главным критерием для отграничения права от правонарушения является реальный ущерб или общественная опасность противоправного деяния. Вместе с тем социологический и функциональный подход имеют свои недостатки, поскольку без норм права (законодательства) они не могут установить, какая деятельность и поведение правомерное и противоправное. Это может быть сделано только при помощи нормативно-правовых актов. Кроме того, должностные лица государственных органов и граждане в своей деятельности должны руководствоваться не одним сознанием, а нормами права.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что право существует в трех формах бытия: правоотношения - конкретная форма, нормы законов и правосознание - абстрактные формы существования. Поэтому диалектическое единство законов, правосознания и правоотношений, единство объективного и субъективного права составляют понятие права как социального явления. Право отличается от других социальных норм и социальных явлений таких, как бесправие и произвол, правонарушения. По своему содержанию право отражает существующие экономические, нравственные, политические и другие социальные отношения. В связи с этим нормы права имеют экономический, политический, моральный и иной социальный характер, государство регулирует и берет их под свою защиту.

Поэтому при помощи права и законодательства эти общественные отношения трансформируются в правовые отношения. Право можно рассматривать и как достижение культуры нашей цивилизации, определенного исторического развития общества, поскольку оно устанавливает равноправие между гражданами. Культурное развитие общества определяет содержание и формы права, так же и право влияет на развитие культуры. Не было права между дикарями и варварами, лишены были права рабы и крепостные. Право возникает там и тогда, когда все граждане признаются юридически равными и равноправными. Поэтому право - это не только мера свободы и ответственности, но и равенство и равноправие всех субъектов общественных отношений.

При помощи права государство закрепляет юридическое равенство граждан, но не может установить фактическое равенство. Фактическое неравенство обусловлено естественными способностями людей, уровнем заработной платы, квалификации и т.д. На основании анализа трех концепций можно дать определение права. Право - это одна из форм общественного правосознания, которая отражает общественные отношения в нормативно-правовых актах, которые устанавливаются государством, являются общеобязательными и охраняются им от нарушений, выражают степень свободы и юридической ответственности, социальную справедливость, равенство и равноправие граждан, направленные на регулирование и охрану общественных отношений и социальных ценностей.

В литературе существуют различные подходы к определению права. Одни специалисты отрицают наличие одного определения права, вторые считают, что на основании синтеза различных определений можно дать одно. Такое универсальное определение дать трудно, поскольку сложные социальные явления могут иметь много определений.

На рубеже XIX-XX вв. в странах Западной Европы произошел переход социологии от натурализма и биологизма к психологизму, произошло становление психологии как науки. Некоторые ученые пытались найти сущность права в чувствах, инстинктах, эмоциях, которые, по мнению психологов, являются первичными относительно ума и господствуют над ними. Право начали рассматривать как производное от психики, такое, что содержится в характере человека, в его переживаниях.

Из подобных идей возникала психологическая теория права, которая неразрывно связана с социологической теорией. Самыми известными представителями были французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) и преподаватель Петербургского, а затем Варшавского университетов Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Г.Тарда психологизировал общественные отношения, основными социальными процессами считал конфликты, приспособления и подражания, с помощью которого индивид усваивает нормы и правила поведения. Анализируя элементы психики человека, такие как свобода, сознание, чувства и эмоции, Петражицкий считал, что последние являются основой поведения человека. Наиболее важными являются этические эмоции человека, возникающие вследствие представлений о каких-либо поступках.

Собственно, они являются внутренними императивами, отрицают эгоистические притязания и способствуют формированию чувства долга. Вместе с этическими существуют и правовые эмоции, которые способствуют переходу представлений с эмоциональной сферы в волевую, формированию требовательности к себе и другим, управляющие поведением людей, выполняющих определенные обязанности.

Считая источником права переживания и эмоции человека, сторонники этой теории отстаивали идею о вечности права, независимость его от политики, экономики и государства. Психологическая теория рассматривала право в нескольких аспектах: как право официальное, такое, что применяется государственной властью; как неофициальное - право социальных общностей и слоев общества.

Благодаря такому подходу делается вывод, что существует столько систем, сколько индивидуального правосознания. Причем первое место занимает интуитивное право, поскольку оно отражает интересы личности и ему должны соответствовать официальное и позитивное право. Чтобы такое соответствие имело место в практической жизни, предлагалось разработать особую юридическую науку - политику права, которая бы совершенствовала бы психику человека. Право - явление индивидуальной психики, императивные-атрибутивные эмоции (отсюда неизменная связь между правомочиями одного субъекта и обязанностями другое). Однако право при таком подходе становится не социальным, а скорее индивидуальным явлением.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее