Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Демократические политические системы

Демократические политические системы


По сути, демократия - это всего лишь более или менее свободное соревнование в той или иной степени авторитарных институциональных и не институциональных форм, между которыми иногда оказывается возможным компромисс. См. Выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс"

В нашу эпоху многие политические устройства претендуют на звание демократий (либеральная, советская, постсоветская, "суверенная", фашистская, ливийская "джамахирия"и др.).

Демократия предполагает участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами. Механизмы этого участия могут быть разными (парламентское представительство, самоуправление, советы и т. д.).

Но в любых политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы См. выступление Г. Глинчиковой. Там же.)..

Оценивая степень реальности демократии, нужно учитывать влияние имущественного расслоения, жесткость денежного механизма, опосредствующего многие аспекты общественных отношений, относительность толерантности, не являющейся помехой для насилия над обществом со стороны государственного аппарата.

Наконец, в условиях самой развитой демократии существует "сверхвласть" - правящая элита.

Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что фактически не зависят от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры, связаны личными знакомствами или родственными отношениями" Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991..

Назовем некоторые элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии.

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти Там же .

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть.

Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит.

Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества.

По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства.

При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу" Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000.

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии:

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы.

Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове.

Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве.

Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления.

Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления

Авторитаризм - это режим правления, при котором все или большую часть власти сосредоточено в руках одного лица или группы лиц. Роль представительных органов власти сведена на нет или занижены.

Характерной чертой является сведение на нет местного самоуправления, применения репрессий и террора.

Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (форма отношения к власти) и диктатурой (форма осуществления власти), хотя это не обязательно.

Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (поскольку революция происходит тогда, когда имеется правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а другой правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь, таким образом, в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Хочу выделить признаки авторитарного общества: автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа)

* неподконтрольности власти народа, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

* игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

* монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества или недоверия партиям со стороны населения);

* отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

* в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

* права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

* личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

* силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются частично в политических целях.

* одним из распространенных явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем практика имитации выборов.

Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. Д.)

При полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)

При этом отсутствие какой- либо признаки не снимает из режима клеймо авторитарности, так же как и по одному признаку нельзя судить о авторитарный характер режима. По этой причине часто вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.

* Авторитарный режим - это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. Д., так же как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии - по экономическому, то есть люди , не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

демократия государство народовластие политический

Источники

1. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс". Выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта.

2. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс". Выступление Г. Глинчиковой.

3. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991

4. Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее