Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Меры обеспечения занятости населения

Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.

Для осуществления государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991 году была создана государственная служба занятости населения.

Государственная служба занятости является структурой особых государственных органов, призванных обеспечить решение вопросов занятости населения, координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки и оказании социальной поддержки безработным. Служба занятости работает как организация публичной власти в силу прямого указания закона, и рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы. Например, за годы её существования в службу занятости Нижегородской области обратилось почти 1 млн. граждан. В период с 1991 по 1999 годы при поддержке службы занятости нашли постоянное место работы около 570 тыс. человек. За этот же срок служба занятости направила на профессиональное обучение более 66 тысяч безработных граждан. Особое положение в деятельности службы занятости занимает работа со слабо защищёнными категориями населения на рынке труда: инвалидами, молодёжью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста, гражданами, долгое время не имеющими работу.

Для представителей вышеперечисленных социальных групп служба занятости разрабатывает и реализует специальные программы. Так, например, реализация запланированных мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41 тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодёжи). На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс. несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных» подростков.

Значительное внимание службой занятости отводится работе с инвалидами, составлению индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с учётом имеющихся медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости, трудоустроено (без учёта прошедших профессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6%. Основной формой их трудоустройства служит квотирование рабочих мест (установление минимальной численности граждан, подлежащих трудоустройству в той или иной организации). 89, 2% трудоустроены в счёт квоты. Кроме того, 187 инвалидов по направлению службы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством под конкретное рабочее место.

Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных - это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу.

Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.

Обратимся к мировому опыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах обширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:

  • 1) программы по стимулированию повышения занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;
  • 2) программы по подготовке и переподготовке рабочих кадров;
  • 3) программы содействия найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа с неполной рабочей неделей.

Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

а) Пособие по безработице - это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.

Но всё же, пособие по безработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в США - 30 недель, Япония - 40, ФРГ - 100.

  • б) Денежная поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ - это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
  • в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
    • 1. получать пособие и денежную поддержку;
    • 2. найти работу;
    • 3. срок получения пособия истёк,

То государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

По моему мнению, при всей значительности работы по оказанию материальной поддержки безработным и их трудоустройству наиболее эффективная мера, направленная на предупреждение и амортизацию последствий безработицы - профессиональная подготовка, переподготовка и переобучение безработных.

Расширение переподготовки безработных, как одно из основных направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетами развития национальной экономики.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее