Понятие "научный факт", фактуальное знание и проблема его интерпретации. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие "факт" имеет следующие основные значения:

  • 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, рез-ты, относящиеся либо к объективной реальности ("факты действительности"), либо к сфере сознания и познания ("факты сознания").
  • 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность кот-го доказана, т.е. синоним истины.
  • 3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Полученные факты не завершают, а лишь начинают процесс научного исследования, они подвергаются классификации, обобщению, систематизации, анализу. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в кач-ве конечной цели - о его существенных свойствах и отнош-х. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото - и кинокамерой). Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (напр, эксперимента). Обычно наблюдение включ-ся в кач-ве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения явл-ся интерпретация его рез-в - расшифровка показаний приборов. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его рез-ты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, кот-е либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т.е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т об, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные усл-я, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в "чистом виде". При этом конкретные усл-я эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, чел-м организованное действие. Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отнош-е к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; в) возможность обнаружения таких свойств явл-й, кот-е не наблюдаются в естественных усл-х; г) возможность рассмотрения явл-я в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования усл-й эксперимента; д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки рез-в. Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения); контроль; интерпретация рез-в.

Структура эксперимента (т.е. что и кто необходим, чтобы он состоялся): а) экспериментаторы (напр, физики-экспериментаторы); б) объект эксперимента (т.е. явл-е, на кот-е осуществляется воздействие); в) система приборов и другое научное оборудование; г) методика проведения эксперимента; д) гипотеза (идея), кот-я подлежит подтверждению или опровержению. Эксперимент имеет 2 взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. По хар-ру объектов выделяют физические, химические, биологические, соц-е эксперименты.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >