Кант - основоположник немецкой классической философии. Гносеология Канта. Учение о пространстве и времени

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант (1724-1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру:

  • 1) Что я могу знать?
  • 2) На что я могу надеяться?
  • 3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

В "Критике Чистого разума" на вопрос о том, что такое истина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщности и необходимости) и чувства (эмпирического многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства). Предметность понималась, как правило, расположение ощущений в пространстве и во времени, которое заключает в себе применение чистого рассудка (категорий) и с помощью которого субъективные соединения восприятия получают объективный и всеобщий характер"

Выделяет 2 формы чувственности (чувственного познания, созерцания):

пространство и время.

Вернемся к исходном вопросу "Критики чистого времени": возможно ли априорное знание?

Кант отвечает - да, возможно. Это - пространство и время.

Пространство - это то, что остается, если убрать все предметы. (Конечно, такое представить сложно).

Но никакого пространства нет! Как и времени.

Пространство - это априорная форма внешнего чувственного созерцания.

Время - это априорная форма внутреннего чувственного созерцания

Пространство и время не существуют сами по себе.

Пространство - способ работы нашего сознания. Мы присваиваем каждой точечке 3 координаты. Мы размечаем мир, окружающий нас.

Это встроено в нас.

Вокруг нас существует мир. Это "вещи сами по себе" (иногда переводят "вещь в себе"). Но какие эти вещи сами по себе, мы не знаем

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >