Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow История философской мысли

Кант - основоположник немецкой классической философии. Гносеология Канта. Учение о пространстве и времени

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант (1724-1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру:

  • 1) Что я могу знать?
  • 2) На что я могу надеяться?
  • 3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

В "Критике Чистого разума" на вопрос о том, что такое истина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщности и необходимости) и чувства (эмпирического многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства). Предметность понималась, как правило, расположение ощущений в пространстве и во времени, которое заключает в себе применение чистого рассудка (категорий) и с помощью которого субъективные соединения восприятия получают объективный и всеобщий характер"

Выделяет 2 формы чувственности (чувственного познания, созерцания):

пространство и время.

Вернемся к исходном вопросу "Критики чистого времени": возможно ли априорное знание?

Кант отвечает - да, возможно. Это - пространство и время.

Пространство - это то, что остается, если убрать все предметы. (Конечно, такое представить сложно).

Но никакого пространства нет! Как и времени.

Пространство - это априорная форма внешнего чувственного созерцания.

Время - это априорная форма внутреннего чувственного созерцания

Пространство и время не существуют сами по себе.

Пространство - способ работы нашего сознания. Мы присваиваем каждой точечке 3 координаты. Мы размечаем мир, окружающий нас.

Это встроено в нас.

Вокруг нас существует мир. Это "вещи сами по себе" (иногда переводят "вещь в себе"). Но какие эти вещи сами по себе, мы не знаем

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее