Система планирования, формирования, прогнозирования поведения, принятия и реализации решений как эмпирическая ноуменальная реальность

Изложенное выше указывает на то, что родовой человек и СЛ являют собой эмпирические ноуменальные реальности УМ, материально-ментально-духовные образования и удивительно самоорганизованные сверхсложные системы, развившиеся в филогенезе и развивающиеся в онтогенезе. Чрезвычайно интересным и мало познанным объектом является система формирования поведения, принятия и реализации решений, которая в виде программ, языков и кодов эволюционно создана и представлена в символической личности. Ее потенциал как эмпирической ноуменальной реальности полезно использовать для стимулирования проявления соответствующих программ в КЧ. Отмечу, что познание данного потенциала может стать средством прогнозирования поведения конкретного сотрудника деловой организации, принятия и реализации им конкретных решений

Для осознания ее природы и значимости для организационного поведения обратимся к понятию "функциональный орган" (ФО). Его в первой трети ХХ века ввел в научный оборот академик А.А. Ухтомский. Замечательного русского ученого волновали, по словам В.П. Зинченко [29, с. 24], анатомия и физиология Духа Меня в функциональном органе волнует не физиология и анатомия Духа, а его направленность, структура и сущности (программы, языки, коды). . Данное понятие определялось физиологом "как всякое временное сочетание сил", способное осуществить определенное достижение" [30, с. 95] или как распределение активностей в пространстве и времени. При этом выдающийся исследователь уподоблял его динамическому подвижному деятелю. К ФО А.А. Ухтомский относил доминанту, психологическое воспоминание, желание, интегральный образ мира и др. По мысли ученого, ФО являются новообразованиями, возникающими во взаимодействии со средой, в процессе проявления активности субъекта.

Данное суждение представляет большой интерес для организационного поведения как научной специализации, имеющей дело с поведением активной личности в организации. Духовные свойства символической личности, состав ее менталитета, их динамичная связь с телесной сферой обусловили появление у Homo Sapiens удивительной способности к формированию ФО, столь же реальных, как морфологически сложившиеся образования (сердце, почки, печень и пр.).

Нетрудно заметить, что А.А. Ухтомский обратил свое внимание на энергетику этих образований, что для того времени было весьма неожиданным. Для организационного поведения представляет особый интерес семиотический характер возникающих у человека субъективных образований, приобретающих в процессе деятельности объективный вид. По мысли физиолога, "с самого начала формирующийся образ предмета есть некоторый проект реальности, подвергающийся затем многократной проверке и перестраиванию на основании практического слияния с реальностью" [30, с. 274].

Сравним это высказывание с эвристическим проектом реальности по Л.С. Выготскому: "Именно включение символических операций делает возможным возникновение совершенно нового по составу психологического поля, не опирающегося на наличное в настоящем, но набрасывающего эскиз будущего и таким образом создающего свободное действие, независимое от непосредственной ситуации" [31, с. 50].

В те же годы М.М. Бахтин квалифицировал мир действия как мир /модель/ предвосхищенного будущего. Н.А. Бернштейн интерпретировал это явление как модель потребного будущего. Как мы знаем, П.К. Анохин установил, что КЧ присущи опережающее отображение действительности, работа на будущее и результат, единство прошлого, настоящего и будущего.

Анализ этих высказываний наталкивает на мысль дать семиотическую интерпретацию этому феномену как динамичному сложному семиотическому образованию. На мой взгляд, для семиотического осмысления вышесказанного весьма полезны строки гениального И.В. Гете:

Написано: "Вначале было С л о в о".

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что М ы с л ь всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека.

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не С и л а ли начало всех начал?

Пишу, - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул, - и выход вижу я:

В Д е я н и и начало бытия.

Изучение этого отрывка из Фауста показывает, что перед нами весьма интересная цепочка: "слово (я бы заменил его термином "логос", включающим в себя все присущие человеку программы, языки и коды, выводящие его на Духовное метафизическое начало и космический Разум) --> мысль --> сила --> деяние". Анализ данной цепочки привел меня к мысли, что любое деяние предполагает наличие у социального человека функционального образования, состоящего из интеллекта, присущих человеку языков и рече- и/или моторно-двигательного кода (см. рис. 2.2.1.).

Данное семиотическое образование формируется в результате тесной связи духовной сферы, менталитета как внутренней формы символической личности, его тела как внешней формы, а также и структурированного субстрата с соответствующими системами социального человека. По своей сути компоненты символической личности, будучи сущностями, формируют конкретный ФО социального человека. (Духовная сфера и особенности социального человека на рисунке не представлены).

Схема взаимодействия интеллекта с языком действий и моторно-двигательным кодом

Рис. 2.2.1. Схема взаимодействия интеллекта с языком действий и моторно-двигательным кодом.

Обращу внимание на то, что данное образование является первичным по отношению к структурированному субстрату, который, будучи вторичным, также принимает активное участие в формировании ФО. В результате взаимодействия внутренней и внешней форм со структурированным субстратом возникает суперсистема, состоящая из двух систем:

ментальной (интеллект - язык действий - моторно-двигательный код);

материальной (структурированный субстрат, целостно объединяющий все внутренние органы для решения моторно-двигательных задач).

Для каждой из систем характерно наличие двух уровней: абстрактного и конкретного. Возьмем ментальную систему, в которой интеллект, язык действий и моторно-двигательный код обладают словарем как языковых, так и речевых знаков.

Анализ структурированного субстрата также свидетельствует о существовании абстрактного и конкретного уровней: множество кодов (абстрактный уровень) не только объединяют все внутренние органы (конкретный уровень) в одну тесно связанную систему, но и занимаются передачей управляющей информации со стороны интеллекта и посылкой обратных связей в интеллект как управляющее звено.

Таким образом, ФО предстает перед нами как сложное органическое духовно-интеллектуальное образование, тысячами нитей связанное со структурированным субстратом. Иными словами, ФО являет собой глубокое единство УМ и ЧМ. В нем ведущими являются духовное и ментальное начала: рассматриваемая суперсистема начинает формироваться под воздействием (сознательным или бессознательным) духовной сферы и интеллекта благодаря намерению, потребности или предпочтения человека как социального существа.

В процессе развития ФО последний стремится к тому, чтобы его деятельность осуществлялась по принципам наименьшего усилия, избыточного обеспечения и избыточной защиты.

Нетрудно прийти к выводу, что формирование функционального органа возможно только при наличии априорно заданных программ, языков и кодов. Иными словами, только наличие потенциала символической личности делает возможным возникновение ФО в благоприятных внешних условиях.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >