Изучение внутренних факторов, обусловливающих организационное поведение людей

Начну с того, что особенности РЧ не рассматриваются прямо или косвенно в философских и в экономических работах А. Смита (1723-1790). Основным движителем человеческих поступков, по мнению английского ученого, является эгоизм. Согласно А. Смиту, эгоистические устремления людей ограничивают друг друга, что приводит к гармоничному равновесию в среде. Он полагал, что конкуренция в экономике и стремление каждого индивида к выгоде обусловливают развитие производства, что приводит, в конечном счете, к росту общественного благосостояния.

Нетрудно прийти к выводу, что здесь мы имеем явную гиперболизацию первой особенности РЧ.

Противоположной точки зрения придерживался английский социал-утопист Р. Оуен (1771-1858), который выдвинул программу радикальной перестройки общества на основе создания самоуправляющихся "поселков общности и сотрудничества, лишенных частной собственности, классов и эксплуатации". Здесь мы видим гиперболизацию второй особенности РЧ. Вместе с тем следует признать полезными для организационного поведения его суждения о необходимости обучения, улучшения труда и быта рабочих.

Изучение наследия английских мыслителей указывает на то, что невозможно выйти на глубинное понимание природы организационного поведения без принятия во внимание обсуждаемых особенностей РЧ. Опыт развитых стран показывает, что сущностного и существенного изменений в экономике и обществе можно достигнуть только при максимальном учете обеих особенностей РЧ при разработке оптимальной для человека экономической среды. В этой связи подчеркну, что МФЭК указал на четыре сущностные характеристики современной мировой экономики:

  • 1) истоки кризиса лежат в гиперболизации эгоистического начала РЧ;
  • 2) капиталистическая формация не соответствует природе человека;
  • 3) внутреннее развитие данной формации подходит к своему завершению, поскольку ее экспансия по территории планеты завершена;
  • 4) кардинальные перемены в экономической среде, вызванные научно-техническим прогрессом в ней, привели к возникновению индикаторов новой общественно-экономической формации (см. 1.1.1).

Обратимся теперь к наследию Ф. Тейлора (1856-1915). В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) он исходил из верховенства задачи, которое должно было выводить менеджеров на построение рационального набора операций. В связи с этим понимание человека было механистическим. Естественно, он не вышел на определение внутренних истоков экономической деятельности и организационного поведения. Полагая, что рабочие по своей природе ленивы, он возлагал надежды на рационализацию, экономическое стимулирование результатов труда, автократический стиль руководства, индивидуальную ответственность работника за выполнение служебных обязанностей и приоритет индивидуальных форм организации труда.

Если в системе Ф. Тейлора верховенство принадлежало индивидуальной форме организации труда, то в концепции Э. Мэйо (1880-1950) и его деятельности приоритет отдавался кооперативной форме. Американский психолог, разработчик "доктрины человеческих отношений" В центре этой концепции стоят групповые отношения, коммуникационные барьеры, конфликты, морально-психологический климат трудового коллектива. Основное положение доктрины: значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психологические потребности личности.

, обнаружил, что группа рабочих есть социальное образование с собственной системой контроля, воздействуя на которую, можно улучшить результаты труда. Согласно его выводам, основное влияние на производительность труда оказывают не его условия, а особое отношение к персоналу.

К основополагающим началам концепции Э. Мейо отнесем следующие:

  • · социальное и психологическое положение на производстве имеют для рабочего большую значимость, чем сама работа и производственный процесс;
  • · основной мотив эффективной работы - обстановка в коллективе и хорошие взаимоотношения среди его членов;
  • · групповые воздействия на работников должны быть заменены индивидуальными, а экономические - социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства);
  • · стимулирование социальных и психологических мотивов деятельности и способностей работников к групповому творчеству должно стать задачей менеджеров;
  • · ориентация руководителей организаций должна распространяться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Анализ концепции ученого говорит о том, что его заслугой является выявление особой социальной и экономической значимости сплоченного коллектива и человеческого фактора в производстве. Однако, исследуя присущие коллективу закономерности, Э. Мейо не занимался внутренними истоками человеческой деятельности, к которым относятся особенности РЧ.

Раскрытие диаметрально противоположных взглядов Ф. Тейлора и Э. Мейо на менеджмент и организационное управление позволяет перейти к изложению концепции американского психолога-бихевиориста Д. Мак-Грегора (1906-1964), нашедшей свое воплощение в теории X и теории Y, которые обусловливают два типа управления и две точки зрения на работников.

Теория Х исходит из того, что

Ё обычный человек не любит трудиться наследственно, избегает работы и предпочитает, чтобы им управляли;

Ё обычный человек старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

Ё необходимо принуждение (приказы, контроль, угрозы наказания) работников для реализации поставленных перед ними целей;

Теория Y предполагает, что

Ю обычный человек проявляет свои физические и эмоциональные усилия на работе также естественно, как в игре или на отдыхе;

Ю нежелание работать не является наследственно обусловленной характеристикой человека;

Ю Homo может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

Ю внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

Ю люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности, исходя из интересов организации в том случае, если у них проявлено чувство ответственности и обязательности в отношении к организации;

Ю вознаграждение, получаемое за результаты труда, обусловливает ответственность и обязательства работников по отношению к организации;

Ю наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением склонности к самовыражению и самоактуализации (выделено мной. - Г.У.);

Ю обычный человек, воспитанный определенным способом, готов брать на себя ответственность и даже стремиться к этому;

Ю многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации (выделено мной. - Г.У.).

Анализируя два типа управления нетрудно прийти к выводу, что управление Y гораздо более эффективно, поскольку им учитываются две генетически обусловленные особенности РЧ:

  • - способность к самоизменению, самообновлению, самоактуализации;
  • - спонтанность как способность выхода за пределы самого себя, соединения личного и общественного, земного и космического.

Д. Мак-Грегор указывал на возможность использования в теории "Y" либерального стиля руководства, для которого характерно минимальное участие руководителя в управлении коллективом.

Я полностью согласен с американским психологом в том, что задачей менеджеров является создание условий, которые, с одной стороны, содействуют достижению целей организации, стоящих перед работниками, а с другой стороны, одновременно способствуют реализации разнообразных материальных, интеллектуальных и духовных потребностей последних.

Анализ взглядов Д. Мак-Грегора подтверждает мой вывод о том, что внутренним фактором становления и развития организационного поведения являются две рассмотренные выше особенности с присущими им метафизическими духовными сущностями.

Отмечу, что если индустриальная цивилизация и индустриальная экономика слабо использовали интеллектуальный и духовный потенциал человека, то, как показывает опыт развитых стран, переход к постиндустриальной цивилизации и экономики товаров и услуг говорит об обратном. В.Н. Глумаков установил, что в настоящее время для развитых стран свойственны следующие сущностные характеристики экономики, общества и государства:

  • v социетальноцентрическое государство Автор рассматриваемого учебного пособия использует термин «персоноцентрическое государство», который связывает государство скорее с личностью, чем с обществом. (государство на службе обществу);
  • v цели экономики (удовлетворение потребностей Переход к экономике услуг вызвал необходимость стратегического и тактического управления не только и не столько потребностями, сколько предпочтениями клиентов и персонала (подробно см. [4]). покупателей, клиентов, собственников);
  • v основы нравственности бизнеса (восприятия им себя как коллективного члена общества, понимание социальной ответственности);
  • v понимание справедливого распределения общественных богатств (наличие эффективной системы социальной защиты, функционирование которой осуществляется под патронажем правоохранительной и судебной власти);
  • v демократия (эффективная система выбора власти, объективные критерии оценки деятельности представителей власти, возможности и механизмы устранения из власти безнравственных фигур);
  • v состояние общества (общество независимо от власти, в основном решает само собственные проблемы, имеет механизмы воздействия на власть и обеспечение своих собственных интересов);
  • v средства массовой информации (рупор и защита общественных интересов, средство влияния на власть);
  • v понимание и использование трудового потенциала (здоровье, образование, профессионализм, нравственность, творчество и коллективизм) Автор в качестве примера ссылается на Японию.;
  • v мотивы поведения людей (в США физиологические потребности, по А. Маслоу, обеспечены на 90%, в безопасности - на 70%, в уважении - на 40%, в самоактуализации - на 15%; отсюда повышенное внимание уделяется удовлетворению высших потребностей);
  • v тенденции развития экономических наук (доверие к пониманию и учету социальных потребностей и потребностей и особенностей личности и др.);
  • v преобладающие и социально одобряемые формы трудового поведения (экономическое, инновационное);
  • v общественная мораль (общество требует высокой нравственности от всех, мораль - предмет постоянного внимания общества);
  • v отношение государства к частной инициативе (поощрение);
  • v система народного хозяйства (многообразие рынков и субъектов, конкуренция, контроль над монополиями);
  • v ментальные особенности в бизнесе (здоровая конкуренция) и др. [10, c. 87-89].

Изучение характеристик экономики, общества и государства в развитых странах говорит о создании в них новых экономических и общественных отношений, которые стимулировали проявление метафизических сущностей и особенностей РЧ в обычном социальном человеке (см. [3-4]).

Изложенное позволяет обратиться к рассмотрению теории "Z", выдвинутой американским профессором У. Оучи и являющейся развитием идей Р. Мак-Грегора, изложенных в его теориях "X" и "Y". Автор теории "Z", изучив японский опыт управления, предложил обобщенную модель управления организацией. Ее исходным пунктом является утверждение, что основой любой организации является человек, от которого, в первую очередь, зависит успех функционирования любого предприятия. Основные положения и правила управления людьми, которые можно заложить в фундамент эффективного управления организацией, включают в себя в сжатом виде:

  • · долгосрочный наем кадров;
  • · групповое принятие решений;
  • · индивидуальная ответственность;
  • · медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
  • · неопределенный, неформальный контроль вместо четких и формализованных методов;
  • · неспециализированная карьера;
  • · всесторонняя забота о работниках Отмечу, что в контексте теорий «X», «Y», »Z» мною будет рассматриваться классификация классов предприятий в первой главе четвертого раздела..

Уместно сказать, что западные ученые, занимавшиеся исследованиями в области менеджмента и организационного поведения, не обратили должного внимания на полученные Д. Мак-Грегором результаты и опирались в своих рекомендациях на склонность человека к самообновлению, самоизменению и самоактуализации. Они должным образом не оценили наследие К. Юнга, который, введя в научный оборот понятие "коллективное бессознательное", обратил внимание ученых на то, что человек может выйти за границы узких рамок эго и персонального бессознательного и соединиться со всем человечеством и с целым космосом. По сути дела, исследователь оказал мощное воздействие на появление трансперсональной психологии [11], вероятностной метафизики [12] и метафизической семиотики [13]. В рамках трансперсональной психологии экспериментально было установлено, что психоделические средства (ЛСД, псилоцибин, мескалин) вызывают у взрослых людей латентные психические процессы, связанные с проявлением на визуальном уровне сознания

  • n эпизодов эмбрионального существования, момента оплодотворения, фрагментов сознания клетки, ткани и органа;
  • n картин своего биологического рождения во всей их сложности с представлением особенностей и аномалий утробного положения, детальной механики родов, родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода;
  • n процесса смерти-возрождения, активизирующего внутренние духовные области в человеке, не связанные с расовыми, культурными и образовательными характеристиками того или иного человека;
  • n комплексного восстановления ситуации рождения, включающего в себя внутриклеточные процессы, биохимические реакции и др.;
  • n выхода в геологическое, биологическое, культурное или духовное прошлое, а также в микро- и макрокосмические миры;
  • n одновременного или поочередного ощущения себя клеткой, эмбрионом, галактикой;
  • n различных форм путешествия во времени, а также восприятия миров, обладающих четырьмя, пятью и более измерениями;
  • n отождествленности с разнообразными формами жизни (одноклеточные организмы, растения, животные), космическим сознанием, вселенским разумом или пустотой;
  • n воспоминаний о прошлых жизнях или "прошлых воплощениях" с детальным представлением исторических событий, костюмов, различных мирских и религиозных практик и пр. [11, с. 43-68].

Достижения в области трансперсональной психологии и открытие полевого генома в молекулярной биологии содействовали мне

  • - в разведении мостов между родовым и социальным человеком;
  • - в выходе на интерпретацию человека и природы как материально-ментально-духовных образований с позиции антропо-семиотического подхода;
  • - в установлении характеристик РЧ и его символической личности, задающих становление, развитие и функционирование социального человека и его личности (см. главу 3 в [5]).

Исследования в этой научной специализации показали, что в генетической памяти существуют

набор разнообразных метафизических сущностей и архетипов, оказывающих при своем развертывании благоприятное или вредное воздействие на развитие человека как материально-ментально-духовного образования (см., например, [11]);

априорно заданные программ, языки и коды;

"тексты" ранее прожитые жизни.

Из изложенного следует, что новые представления о человеке могут быть весьма полезными как для теории, так и для практики организационного поведения. К. Юнг в статье "Совесть Совесть интерпретируется мною в контексте метафизической семиотики как свойство символической личности, выражающееся в склонности к контролю над поведением человека. с психологической точки зрения" описывает случай с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и, на первый взгляд, честная сделка, показавшаяся ему возможной. Однако, увидев во сне свои руки, покрытые по плечи грязью, он пришел к психологу за советом. С большой неохотой он послушался совета известного ученого, но спустя некоторое время убедился, что эта сделка могла принести ему большие убытки [14, c. 78-79].

Этот пример наглядно показывает деятельность совести как метафизической духовной сущности, которая образно указала ему на нечистоплотность сделки.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >