Методологические особенности организационного поведения

Как и всякая другая междисциплинарная специализация, организационное поведение имеет не только свой объект и предмет, но и свои методологические особенности. При изучении теории организации (см. вторую главу) было выявлено, что ее первой особенностью является метафизичность. Выяснилось, что она присуща и организационному поведению. В пользу этого говорят достижения современной науки:

  • - формулирование антропного принципа исследования Вселенной;
  • - достижения в области молекулярной биологии (открытие полевого генома в 80-е годы ХХ столетия) и раскрытия природы физической полевой среды сознания;
  • - изучение коллективного бессознательного в контексте трансперсональной психологии;
  • - выявление глубоких сопряженностей между квантовой физикой и теорией относительности и восточными мистическими учениями;
  • - возникновение метафизического этапа эволюции науки и метафизической методологии научных исследований;

Уместно сказать, что в XXI веке наука стала осуществлять переход от изучению Природы как живого вещества (В.И. Вернадский) к ее исследованию в двух вариантах:

  • 1) как ноуменальной эмпирической реальности УМ, многомерного открытого нелинейного материально-ментально-духовного образования и сверхсложной системы; здесь она представляет собой всеобщее;
  • 2) конкретной эмпирической реальности ЧМ и УМ, многомерного открытого нелинейного материально-ментально-духовного образования и сверхсложной системы; здесь она являет собой единичное (см. 1.1.3).

В XIX веке Ф.И. Тютчев писал о Природе:

Не то, что мните Вы природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

По сути дела, в настоящее время эта изумляющая метафора замечательного русского поэта превратилась в изучаемый наукой объект.

Подобным же образом интерпретируется мной и Космос (см. 1.1.3). Уместно сказать и о том, что Человек в плане всеобщего, особенного и единичного предстает как посредник между всеми компонентами Универсума (см. 1.1.2).

Раскрытие человека, Природы и Космоса как материально-ментально-духовных образований выводит на утверждение, что интерпретация фирм как материально-ментально-духовных образований не только ассоциируется с метафизикой как магистральным направлением науки XXI века, но и с новым взглядом на многие процессы, связанные с управлением поведения людей в организациях и поведения самой организации.

Второй из таких особенностей является синтетичность организационного поведения.

Разнообразные вопросы организационного поведения рассматривают со своих позиций такие социальные науки, как социология и психология управления и такие управленческие науки, как менеджмент, маркетинг, управление персоналом, теория организации. В связи с этим перед научной специализацией "организационное поведение" стоит задача выступить в роли синтезирующей дисциплины и с системных позиций осветить роль и место человеческого фактора во внутренней жизни коллектива (поведение людей в нем) и во взаимодействии его с социумом (поведение самой организации).

Объект и предмет организационного поведения как междисциплинарной научной специализации указывают ее представителям на необходимость синтеза достижений в человекознании, информатике, искусственном интеллекте, кибернетике, науковедении, семиотике, а также и в экономической науке, менеджменте и теории организации.

Во второй главе (1.2.3) были определены факторы воздействия результатов исследования современной науки на человека и СИ. Рассмотрим такой фактор, как сведение в единую систему внутринаучных ценностей и целей и социальных ценностей и целей, которая обусловливает назначение и значимость проводимых исследований. Анализ данного фактора навел на следующее суждение. Изучение поведения людей в организациях и самих организаций показало, что ученые при формировании отличающихся друг от друга структур ценностей (см. также [12, c. 11-13]) должны принимать во внимание

  • а) установки субъектов Как показал в своих исследованиях немецкий психолог Л. Ланге, установка есть предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. В связи с этим уместно сказать, что с позиции постнеклассической науки ситуации сами по себе непредсказуемы и не обусловлены возможностями их наблюдателей. ;
  • б) учитывать обыденное и групповое мышление;
  • в) художественное и религиозное мышление и познание.

Однако постнеклассическая наука занимается исследованием феноменов, но не ноуменальных реальностей, которые стали изучаться учеными с позиции метафизической методологии научных исследований. С большой уверенностью можно полагать, что рассматриваемой нами специализации будет суждено развиваться в пространстве данной методологии.

Следует сказать, что внутреннее развитие социальных и экономических систем, включая и отдельные фирмы, обусловлено историческими традициями, отраженными в коллективном бессознательном участников процесса, а внешнее развитие - воздействием надсистем (рынков, гражданского общества, государства и др.) и возникающих ситуаций.

Сказанное выше свидетельствует о том, что в проводимых организационным поведением исследований необходимо применять антропо-семиотичес-кий синтетический подход "снизу вверх", который является третьей особенностью данной научной специализации. Осуществленное во второй главе обоснование данной особенности применительно к теории организации подходит и для организационного поведения.

Рассмотрим теперь свойства РЧ как сверхсложной системы применительно к организационному поведению как междисциплинарной специализации. В них входят:

ь единство, целостность и интегративность биологической, символической и физической составляющих;

ь их автономность, дифференциация и специализация;

ь устойчивость и структурность;

ь нелинейность и уникальность;

ь неисчерпаемость, незавершенность, активная адаптация;

ь самодостаточность для активного проявления своего потенциала во благо семьи, общества, страны и всего мира (см. [1, глава 3]).

Рассмотрим их по порядку.

Единство, целостность и интегративность человека как материально-ментально-духовного образования проявляется в том, что все его компоненты, по М.М. Бахтину, внутренне динамично связаны друг с другом благодаря воздействию такой доминанты, как "единая эмоционально-волевая познавательно-этическая установка". Это свидетельствует о том, что программы духовной сферы, познавательные механизмы, механизмы эмоционально-волевой сферы и мотивационной системы находятся в глубокой взаимосвязи, дополнении и содействии друг другу. Это свойство определяет интеграцию и персонификацию всех "отдельных" свойств и проявлений КЧ, что делает его верным самому себе, своей ценностной позиции.

Нетрудно прийти к выводу, что такая интерпретация данного свойства приложима и к организации как материально-ментально-духовному образованию. Можно утверждать, что без формирования духовно-ориентированного коллектива трудно прогнозировать эффективность деятельности фирмы.

Учет глубинных взаимосвязей между составляющими РЧ и принятие во внимание различных подсистем организации-ноумена приводит к пристальному анализу такой родовой их характеристики, как автономность, дифференциация и специализация.

Целостность той или иной живой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы детерминирует формирование структуры как сети связей и отношений между ее (системы) элементами, компонентами и подсистемами. В свою очередь, выбранная структура будет воздействовать (позитивно или негативно) на поведение человека и организации. В этом заключается проявление свойства структурности. Возьмем, например, нелинейные и функциональные структуры организаций. Очевидно, что управление организационным поведением не будет одинаковым в них. Для человека-лидера (руководителя) должно быть свойственно наличие разнообразных структурных моделей управления. Гиперболизация одной из них приводит к деструкции единой эмоционально-волевой познавательно-этической установки, которая стимулирует проявление таких присущих человеку метафизических сущностей, как свобода и ответственность.

Из целостности и структурности вытекает такое важное для деятельности человека и фирмы свойство, как устойчивость, тесно связанное с гибкостью и эмерджентностью менталитета СЛ. Отмечу, что целостность, устойчивость, гибкость и эмерджентность деловой организации-ноумена выводят на ее адаптивность как способность активного взаимодействия с постоянно изменяющейся внешней средой. Все эти четыре характеристики предстают как своеобразные акции живой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы на воздействие внешней среды, которые содействуют выходу на инновационность принимаемых решений с учетом существующих традиций.

Именно единство, целостность, интегративность и структурность фирмы-ноумена обусловливают следующую ее характеристику: целое больше суммы частей, которое именуется как "синергизм". Реализация данной характеристики часто приводит к тому, что суммарный доход от деятельности крупного предприятия оказывается выше суммы показателей его филиалов.

Синергизм тесно связан с такими особенностями РЧ и сложных социальных систем, как самоизменение, самообновление, самоорганизация, самоактуализация, само-реинтерпретация. Не вдаваясь подробно в рассмотрение их природы (см., например, [1, третья глава; 2]), я лишь подчеркну, что в деловых организациях единая эмоционально-волевая познавательно-этическая установка является внутренним фактором возникновения и развития этого свойства.

Рассмотренная выше особенность РЧ, приложенная к природе коммерческих предприятий, тесно связана с такой его особенностью, как способность

  • - выхода за пределы самого себя;
  • - соединения личного и общественного, земного и космического;
  • - установления целостности мира в его творческом раскрытии.

Я полагаю, что данная особенность может быть приложена к деловым организациям, поскольку новые условия внешней среды провоцируют ее формирование у фирм-феноменов. Думается, что такая особенность со временем станет традицией, трансформируясь в особенность организации-ноумена.

Изложенное указывает на то, что единая эмоционально-волевая познавательно-этическая установка РЧ обусловливает возникновение рассмотренных выше свойств деловых организаций. Исследование структур присущих человеку языков и эволюционно-развивающихся искусственных языков показало, что элементы этих структур, находясь во взаимосвязи, взаимодействии и содействии друг другу, эволюционно становятся полифункциональными (см. [1, глава 1]). Было также установлено, что телесная сфера РЧ благодаря эволюции также обладает полифункциональностью (там же, глава третья).

Можно утверждать, что, деловые организации, эволюционно развиваясь, придут к обретению полифункциональности. В свою очередь, данная особенность будет содействовать управлению направляемым развитием коммерческих предприятий.

Обратимся к такому свойству, как автономность, которое, по сути дела, отображает развитие системы изнутри в соответствии с ее внутренними факторами, опирающимися на традиции сплоченного коллектива, его творческую направленность, поиск нового и др.

Триада свойств "автономность, дифференциация и специализация" системы тесно связаны с таким ее свойством, как уникальность, которое возникает и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов. Очевидна значимость индивидуального подхода в работе с людьми и развитием в них единой эмоционально-волевой познавательно-этической установки.

Эти свойства наталкивают на мысль обратиться к такой функции рассудка СЛ, как "поиск истины и критичность" (см., например, [1, третья глава; 2]). Ее анализ выводит нас на такое свойство сложных живых самоорганизующихся и саморазвивающихся социальных систем, как коммуникативность. Оно отображает способы и приемы взаимодействия между людьми в организации, между структурными подразделениями внутри системы, а также между системой и средой. Отмечу, что без обмена информацией на всех уровнях, без поддержания духовности на высоком уровне в коллективе организация подвергнется воздействию внутренних конфликтов и рано или поздно распадется.

Использование свойств и особенностей РЧ, свойств менталитета СЛ, функции рассудка как компонента менталитета для раскрытия свойств, особенностей и характеристик фирмы-ноумена наводит на мысль обратиться к духовному и интеллектуальному потенциалу РЧ. Рассмотрим такой компонент СЛ, как "система формирования поведения и реализация решений (см., например, [1, третья глава; 2]). Ее анализ говорит в пользу введения в научный оборот таких функций деловой организации, как:

  • - формирование поведения сотрудников организации внутри и вне ее на основе принятого фирмой морального кодекса и миссии;
  • - разработка концептуальных положений по реагированию фирмы и ее сотрудников на возникающие ситуации внутри нее и вне нее.

Реагирование на ситуацию отображает способность человека и организации отвечать на воздействие внутренней и внешней среды. Отмечу, что в течение долгого времени в теории организационного управления существовал универсальный подход, согласно которому основное в управлении заключалось в определении правильных целей, распределении властных полномочий и рабочих заданий. При этом своеобразию организаций и возможным ситуациям уделялось незначительное внимание.

В настоящее время ученые склоняются к разработке ситуационного подхода, который на основе всестороннего анализа позволяет выявить значимые факторы возникшей ситуации и определить необходимые и возможные методы поведения в различных сложившихся обстоятельствах.

Однако я полагаю, что универсальный и ситуационный подходы к управлению организационным поведением не учитывают рассмотренные выше свойства сложных живых самоорганизующихся и саморазвивающихся социальных систем, представляющих собой материально-ментально -духовные образования. Можно утверждать, что именно антропо-семиотический подход "снизу вверх" подходит для решения обсуждаемых проблем.

Раскрытие единства, целостности и интегративности деловой организации с одной стороны, и ее дифференциации, специализации и автономности, с другой стороны, говорит о гармоничности ее потенциала, проявляющегося благодаря его гибкости, адаптивности, эмерджентности и инновационности, основанной на учете существующих традиций.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >