Внутренние и внешние детерминанты развития экономики в XXI веке

Во вступлении к первой главе было показано, что внутренними детерминантами современной экономики становятся присущие КЧ программы духовного и ментального планов, которые ранее находились не проявленными в индивидуальном и коллективном бессознательном. Изучение ЧР, РЧ, и их видов говорит о том, что это утверждение характерно и для Человека, исследуемого в плане всеобщего и особенного. Раскрытие потенциалов ЧР, РЧ и их видов указало на то, что они как целостности становятся внутренними детерминантами Раскрытие внутренних и внешних детерминант правового и демократического государства и гражданского общества [41- 42] подтверждает это утверждение. развития экономики как СИ. Эти эмпирические образования проявляют себя как

  • 1) системоопределяющие признаки, обусловливающие формирование направлений деятельности экономики товаров и услуг в целом и входящих в неё деловых организаций в частности;
  • 2) системообразующие признаки, детерминирующие позитивное отношение бизнеса к людям как творческим личностям;
  • 3) системообразующие признаки, задающие выявление предпочтений у представителей видов ЧР и РЧ.

Очевидно, что человеческий род и его виды являются первой внутренней детерминантой развития и функционирования экономики в XXI веке. Родовой человек и его виды выступают как вторая внутренняя детерминанта развития и функционирования экономики в XXI веке. Несомненно, что деятельность экономики должна быть основана на использовании огромного духовного, ментального и телесного потенциала видов ЧР и РЧ, сформированного в процессе их эволюции.

Остановимся на правосознании как ноуменальной характеристике видов ЧР и РЧ (более подробно см. [41]). Данную ноуменальную реальность Отмечу, что в [43] социальная напряженность была рассмотрена как ноуменальная реальность УМ и ЧМ, что содействовало разработке методики выявления и оценки ее проявления в конкретных условиях. правомерно рассматривать как третью внутреннюю детерминанту экономики XXI века, поскольку без должного соблюдения законности в стране экономическая система не сможет эффективно развиваться и функционировать. В связи с этим уместно утверждать, что уровень правосознания населения задает и уровень экономики на том или ином развитии страны.

Подобным же образом можно интерпретировать самосознание видов ЧР и РЧ как ноуменальную характеристику и как четвертую детерминанту развития экономики в XXI веке, так как именно в основе формирования современных высокоэффективных предприятий лежит высокая организационная культура, задаваемая этой интегральной характеристикой. Очевидно, что уровень самосознания сотрудников предприятия обусловливает и уровень развития последнего. Здесь вспомним выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина, который указывал на полезность развития государства как симбиоза двух реальностей:

  • 1) корпорации, представляющей собой духовный союз людей;
  • 2) учреждения, занимающегося организацией порядка в деятельности граждан [44].

Развитие самосознания и правосознания населения будет содействовать формированию такого симбиоза в правовых демократических государствах. Подчеркну, что современные тенденции развития большого, среднего и малого бизнеса говорят в пользу того, что самосознание и правосознание сотрудников деловых предприятий может стать стимулом развития подобного симбиоза в экономики товаров и услуг.

Деятельность как эмпирическую реальность УМ, открытое нелинейное многомерное материально-ментально-духовное образование и сверхсложную систему полезно интерпретировать как пятую внутреннюю детерминанту развития и функционирования экономики товаров и услуг в новом столетии.

Природа как эмпирическая реальность УМ и ЧМ, открытое нелинейное многомерное материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система являет собой шестую внутреннюю детерминанту развития и функционирования экономики товаров и услуг в XXI веке. Поддержание экологического состояния природы на должном уровне и проникновение, по словам Тютчева, в ее душу, свободу, любовь, язык (я бы добавил к этому и интеллект) позволит предпринимателям лучше понять духовную, ментальную и телесную сферы представителей видов ЧР и РЧ и выйти на выявление и удовлетворение их предпочтений.

Технический мир как эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциальное открытое многомерное материально-ментально-духовное образование и систему будем трактовать как седьмую внутреннюю детерминанту развития и функционирования экономики товаров и услуг.

Физическая и семантическая Вселенная как нелинейная многомерная эмпирическая реальность УМ и ЧМ, одновременно материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система предстает как восьмая внутренняя детерминанта развития и функционирования экономики в XX1 веке. Думается, что продуманное использование Космоса в научной и экономической сфере будет значительно возрастать с каждым новым десятилетием нового века.

Метафизический этап эволюции науки и метафизическая методология научных исследований указывают на новую возможность осознать экономику как эмпирическую реальность УМ и ЧМ и одновременно как на потенциально материально-ментально-духовную формацию и систему и выйти на поиск новых форм современного бизнеса. Очевидно, что их правомерно рассматривать как девятую внутреннюю детерминанту развития экономики в XXI веке.

Новый этап эволюции ЧР и его видов, РЧ и его видов и развития человечества, СИ, ТМ и мирового сообщества (= социума) позволяет синтетически и системно подойти к пониманию роли и места экономики в цепочке "природа <--> социум <--> человек <--> ТМ <--> космос". Это позволяет интерпретировать его как десятую детерминанту развития экономики в XXI веке.

Анализ выявленных в 1.1.5. индикаторов нового этапа эволюции ЧР, РЧ и развития человечества, СИ и мирового сообщества позволяет к внутренним детерминантам экономики нового столетия отнести:

  • - возникновение и развитие экономики товаров и услуг и постиндустриальной цивилизации в развитых странах;
  • - проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма;
  • - наличие антиномии между РСЭ и ВСЭ.

Представим выявленные детерминанты развития экономики в XXI веке одним списком:

  • 1) человеческий род и его виды;
  • 2) родовой человек и его виды;
  • 3) правосознание как ноуменальная интегративная характеристика видов ЧР и РЧ;
  • 4) самосознание как ноуменальная интегративная характеристика видов ЧР и РЧ;
  • 5) деятельность;
  • 6) природа;
  • 7) технический мир;
  • 8) физическая и семантическая Вселенная;
  • 9) метафизический период эволюции методологии науки;
  • 10) новый этап эволюции ЧР и его видов, РЧ и его видов и развитие человечества, СИ, ТМ и мирового сообщества;
  • 11) возникновение и развитие экономики товаров и услуг и постиндустриальной цивилизации в развитых странах;
  • 12) проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма;
  • 13) наличие антиномии между РСЭ и ВСЭ.

Раскрыв внутренние детерминанты, обусловливающие развитие экономики нового века, обратимся к возникновению антиномии "РСЭ <--> ВСЭ". Развитие РСЭ спонтанно привело предпринимателей к позитивному использованию потенциала ЧР и РЧ и его видов. Появление и массовое распространение новых информационных технологий содействовало началу перехода от стереотипного труда к творческой деятельности людей, занятых в экономике. Естественно, что этот феномен стимулировал развитие реального сектора экономики в направлении производства товаров и услуг, направленных на удовлетворение потребностей и предпочтений населения.

Во вступлении к первой главе было показано, что произошедшие в современной экономике сущностные изменения под влиянием научно-технических достижений науки привели к возникновению потребностей деловых организаций в творческих людях и необходимости формирования адекватной для развития творческого человека среды. Они были рассмотрены как внешние детерминанты развития поданного СИ.

В противоположность развитию реального сектора экономики ВСЭ, используя новые возможности информационных технологий, опираясь в концептуальном плане на теорию эгоистического человека, развернул бурную деятельность по получению громадных прибылей благодаря операциям по "надуванию финансового пузыря". Разразился МФЭК, преодоление и предотвращение которого зависит теперь от мудрости руководителей государств нашей планеты.

Выше было отмечено, что внешние индикаторы нового этапа эволюции ЧР являются и внешними детерминантами развития экономики XXI века. Рассмотрим теперь другие внешние детерминанты развития экономики нового столетия. К ним относятся:

  • 1) социальные институты:
    • · государство, являющее собой эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциально материально-ментально-духовную формацию и систему, воздействует опосредованно через законы на развитие экономики В период перехода от тоталитарного режима к правовой демократической формации государство выполняет роль непосредственного политического менеджера по отношению к экономике. ;
    • · гражданское общество, представляющее собой эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциально материально-ментально-духовная формация и систему, осуществляет взаимодействие через свои структуры и некоммерческие организации со структурами и деловыми организациями большого, среднего и малого бизнеса;
    • · семья, являющая собой эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциально материально-ментально-духовное образование и систему,
    • - непосредственно воздействует на проявление уникального потенциала каждого ребенка в процессе воспитания, обучения и социализации в пренатальном, младенческой, раннедетском, подростковом и юношеском этапах возрастного развития Homo и, тем самым,
    • - представляет для экономики услуг огромный интерес в связи с быстро растущими потребностями в творчески-ориентированных кадрах;
    • · культура /наука, философия, искусство, конфессиональные организации, любительский и профессиональный спорт и др./, представляющая собой эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциально материально-ментально-духовное образование и систему,
    • - задаёт и стимулирует духовное, интеллектуальное и телесное развитие этносов, народов и страны в целом и, тем самым,
    • - оказывает позитивное воздействие на повышение духовности населения и определяет непосредственно и опосредованно характер деятельности экономики;
    • · образование, являющее собой эмпирическую реальность УМ и ЧМ, потенциально материально-ментально-духовное образование и систему, задаёт формирование профессионалов творческого плана, настроенных на корпоративное и коллективное сотрудничество;
  • 2) общество (= социум) той или иной страны как созданная человеком эмпирическая реальность, целостно вбирающая в себя указанные выше СИ;
  • 3) мировое сообщество (= мировой социум) как созданная человеком эмпирическая реальность, оказывающая опосредованное воздействие на развитие экономики в новом столетии.

Анализ выявленных в 1.1.5. индикаторов нового этапа эволюции ЧР и развития человечества, СИ и мирового сообщества позволяет к внешним детерминантам экономики нового столетия также отнести:

  • § распространение наукоемких и информационных технологий по всей планете;
  • § переход от технократического направления в технике к использованию творческого потенциала Homo, представленного в присущих ему степенях свободы.
  • § проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма;
  • § федералистскую направленность создания экономических, общественных и государственных структур в мировом сообществе;
  • § возрастание интереса к развитию мировой культуры и разнообразных локальных культур;
  • § противоречивые процессы современной глобализации и антиглобализации.

Представим теперь в общем списке внешние детерминанты развития экономики в XXI веке:

  • § потребности деловых организаций в творческих людях и необходимость формирования адекватной для развития творческого человека среды;
  • § социальные институты;
  • § общества отдельных стран;
  • § мировое сообщество;
  • § распространение наукоемких и информационных технологий по всей планете;
  • § переход от технократического направления в технике к использованию творческого потенциала Homo, представленного в присущих ему степенях свободы.
  • § проявление контуров нового социально-экономического порядка, в котором могут быть синтезированы достоинства капитализма и социализма;
  • § федералистская направленность создания экономических, общественных и государственных структур в мировом сообществе;
  • § возрастание интереса к развитию мировой культуры и разнообразных локальных культур;
  • § противоречивые процессы современной глобализации и антиглобализации.

Ранее при рассмотрении этих внешних детерминант мы раскрыли только позитивные факторы, повлиявшие на их появление и проявление в различных сферах жизнедеятельности общества. Возникновение и распространение мирового кризиса говорит о том, что руководители стран, различных научных, общественных и экономических организаций, не осознали направленность глубинных процессов, происходящих в экономике. Теперь выясняется, что РСЭ и ВСЭ разнонаправленны, а экономика начала XXI века не является системой. Необходима ее сущностная реорганизация в мире. В этой связи я полагаю, что в первой половине нового века государства в мире должны на себя взять полную ответственность за перестройку мировой экономики на соответствие противоречивой природе человека.

Выявление внутренних и внешних детерминант развития экономики как СИ позволяет с уверенностью полагать, что они являются детерминантами развития деловых организаций в новом столетии.

Заключение

В данной главе были рассмотрены антропологическая метафизическая семиотика и семиотическое направление эволюционного консерватизма, которые содействовали возникновению метафизического этапа эволюции науки и формированию метафизической методологии научных исследований.

Раскрытие природы человеческого рода, родового человека, их видов, социума и социальных институтов в плане всеобщего, особенного и единичного указало на исключительно противоречивую природу человека, в соответствии с которой необходимо осуществлять поиск и формирование новой общественно-экономической формации.

Были представлены аксиоматика, метод, принципы и эмпирические обобщения, характерные для новой методологии научных исследований. Это содействовало установлению тесной связи между такими компонентами Универсума, как природа, человеческий род, родовой человек, социум, технический мир и космос. Была показана первичность человеческого рода, родового человека их видов и вторичность социума, технического мира и их институтов.

Определение свойств и технологических признаков постиндустриальной цивилизации показало, что в мировом сообществе спонтанно начинает проявляться скрытый до этого времени огромный духовный и интеллектуальный потенциал человеческого рода и родового человека под воздействием кардинальных перемен в техническом мире. В пользу этого говорит раскрытие нового этапа эволюции человеческого рода и его видов, родового человека и его видов, человечества, социальных институтов и мирового сообщества.

Выявление внутренних и внешних детерминант развития экономики в XXI веке содействовало осмыслению не только позитивных, но и весьма негативных сторон существующей общественно-экономической формации. В пользу такого утверждения говорят две антиномии:

  • - глобализация <--> антиглобализация;
  • - реальный сектор экономики <--> виртуальный сектор экономики.

Очевидно, что в контексте преодоления этих антиномий будет происходить развитие экономики в новом столетии.

Раскрытую в главе аксиоматику метафизической методологии научных исследований полезно использовать в процессе

  • а) дальнейшего развития экономической науки, менеджмента, теории организаций, организационного поведения и др.;
  • б) разработки метафизических научных направлений в естественных, гуманитарных, общественных, социальных, технических науках.

В главе была дана новая интерпретация социальных институтов как эмпирических реальностей умопостигаемого и чувственного миров, потенциально материально-ментально-духовных формаций и формально и/или неформально организованных систем.

Список использованной литературы

  • 1. Узилевский, Г.Я. Синтетический подход "снизу вверх" к исследованию постиндустриальной цивилизации // Постиндустриальная цивилизация и культура управления. Орел, 2005. - С. 7-58.
  • 2. Узилевский, Г.Я. Человеческий род и индивид в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2007. - 328 с.
  • 3. Узилевский, Г.Я. От исследования языков к разработке семиотического направления эволюционного консерватизма // Научно-техническая информация - Сер. 2. - 2009. - № 8. - С. 3-10.
  • 4. Узилевский, Г.Я. Человек, социум и мировой экономический кризис в контексте эволюционного консерватизма // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2. - С. 36-42.
  • 5. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. - Соч. в 6-ти томах. - Т. 6. - М., 1966. - С. 5-35.
  • 6. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
  • 7. Мерцалов, А.А. Послесловие. Становление и развитие личностно ориентированного гражданского общества: метафизические и феноменологические проблемы управления / А.А. Мерцалов, Г.Я. Узилевский // Человек и гражданское общество в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2008. - С. 233-274.
  • 8. Узилевский, Г.Я. Семиотическое направление в эволюционном консерватизме как основа развития педагогической науки и института образования // Человек и образование в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2009. - С 14-41.
  • 9. Бобров, А.В. Модельное исследование полевой концепции сознания. - Орел: ОГТУ, 2007. - 260 c.
  • 10. Налимов, В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - Москва: Прометей, 1989. - 287 с.
  • 11. Владимиров, Ю.С. Метафизика. - Москва: Изд-во БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2002. - 534 с.
  • 12. Кулаков, Ю.И. Теория физических структур - математическое основание фундаментальной физики // Метафизика. XXI век. - М, 2006. - С. 134-141.
  • 13. Узилевский, Г.Я. Инновации, воспроизводства и традиции в контексте развития человеческого рода в XXI веке и с позиции синтетического подхода // Инновации и традиции: метафизические и феноменологические аспекты управления. - Орел: ОРАГС, 2006. - С. 13-58.
  • 14. Узилевский, Г.Я. Об эволюционном консерватизме как основе целевых установок долгосрочных проектных разработок // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ. Часть 1. - М.: ИНИОН, 2009. - С. 61-66.
  • 15. Узилевский, Г.Я. Трансрационализм: истоки, аксиоматика, потенциал, перспективы использования в практике социологов // Альманах. Социология государственного и муниципального управления. Орел, 2008. - С. 43-50.
  • 16. Андреев, В.О. Метакибернетика, общая теория развивающихся ноуменально-феноменальных систем и социальные науки. Статья 1. Метакибернетика как результат эволюции представлений о человеке, природе, социальных системах и космосе / В.О. Андреев, Г.Я. Узилевский // Среднерусский Вестник общественных наук. - 2007. - № 2. - С. 7-15.
  • 17. Узилевский, Г.Я. Социология личности. - Орел: ОРАГС, 2009. - 80 с.
  • 18. Человек и государство в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2008. - 399 с.
  • 19. Человек и гражданское общество: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2008. - 276 с.
  • 20. Человек и образование в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2009. - 300 c.
  • 21. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства // Собрание сочинений в 2-х томах. - Т. 1. - М., 1993. - С. 47-308.
  • 22. Курдюмов, С.П. Синергетика и нелинейность процессов коэволюции: возвраты в прошлое и прорывы в будущее / С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева // Труды научного конгресса "Экоэтика - XXI век". - М., 2004. - С. 100-111.
  • 23. Эфроимсон, В.П. Педагогическая генетика // Генетика и гениальность. - М., 1998. - С. 291-294.
  • 24. Доман, Г. Как развить интеллект ребенка /. Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен - М.: Аквариум, 1998. - 318 с.
  • 25. Гроф, С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Трансперсональный институт, 1993. - 504 с.
  • 26. Кант, И. Критика чистого разума. - М.: Наука, 1999. - 655с.
  • 27. Налимов, В.В. Сопоставление моей позиции с представлениями других авторов, решающих сходные проблемы // Разбрасываю мысли: В пути и на перепутье. М., 2000.- С. 32-42.
  • 28. Мерцалов, А.А. Послесловие / А.А. Мерцалов, Г.Я. Узилевский // Человек и государство в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2008. - С. 374-399.
  • 29. Амелин, В.Е. Символическая личность - источник и движущая сила образования как социального института / В.Е. Амелин, Г.Я. Узилевский // Человек и образование в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2009. - С. 42-66.
  • 30. Панова, Н.С. О знаковой природе классификации / Н.С. Панова, Ю.А. Шрейдер // НТИ. - Сер. 2. - 1974. - № 2. - С. 3-10.
  • 31. Узилевский, Г.Я. Начала эргономической семиотики. - Орел: ОРАГС, 2000. - 408 с.
  • 32. Узилевский, Г.Я. Метафизическая методология научных исследований и природа управления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2004. - № 4. - С. 60-66.
  • 33. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Изд-во МИЭПУ, 1998. - 228 с.
  • 34. Сагатовский, В.Н. Мой враг антропоцентризм // Вестник РФО. - 2007. - № 4. - С. 114-118.
  • 35. Узилевский, Г.Я. Государственный служащий и постиндустриальная цивилизация. - Орел: ОРАГС, 2004. - 232 с.
  • 36. Фадеева, Т.М. Федеративная модель Европейского Союза: Концепция и практика // Современный федерализм: состояние и тенденции развития. - М.: ИНИОН, 1999. - С. 127-159.
  • 37. Das Verbindende der Kulturen. The Unifying Aspects of cultures. Les points communs des cultures. - Wien: INST, 2004. - 378 S.
  • 38. Virtue, D. The Care and Feeding of Indigo Children. - London, Sydney, a.o.: Hay House Inc., 2001. Вёрч, Д. Забота о детях индиго /Пер. с англ. - М.: Изд. дом "София", 2005. - 272 с.
  • 39. Wоitinas, S. Wer sind die Indigo-Kinder? Herausforderungen einer neuen Zeit? Wer sind Sie, woher sie kommen, was sie von uns fordern.- Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben & Urachshaus, GmbH, 2002. Войтинас, З. Кто они дети индиго? Кто они? Откуда они приходят, чего они от нас требуют? / Пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2003. - 176 с.
  • 40. Писаренко, Д. 12 лет без еды. Неужели это возможно? // Аргументы и факты. - 2005. - № 26 (1287)) http: ///www.aif.ru/onlne/aif/1287/39_01
  • 41. Узилевский, Г.Я. Новое видение правового демократического государства с позиции антропо-семиотического подхода "снизу вверх" // Человек и государство в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2008. - С. 12-42.
  • 42. Узилевский, Г.Я. Сущностные основы перехода к личностно-ориентированному гражданскому обществу // Человек и гражданское общество в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2008. - С. 14-38.
  • 43. Баранова, Г.В. Человек, социальная напряженность и государство // Человек и государство в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел, 2008. - С. 245-271.
  • 44. Ильин, И.,А. Форма государства // О воспитании национальной элиты. М., 2001. - С. 252-264.

Основные понятия, использующиеся в данной главе

Виды родового человека:

  • а) по половому признаку: мужчины и женщины;
  • б) по возрастному признаку: молодежь как инновационное поколение; среднее поколение и поколение "золотого возраста".

Виды человеческого рода:

Ё по этническому признаку: этносы, народы, нации;

Ё по конфессиональному признаку: конфессиональные группы;

Ё по профессиональному признаку: профессиональные группы;

Ё по имущественному признаку: классы или страты.

Деятельность - 1) ноуменальная эмпирическая реальность умопостигаемого мира, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система; изучается в плане всеобщего, особенного и единичного, является источником и движущей силой эволюции ЧР, РЧ, их видов и конкретного человека, с одной стороны, социума в целом и социальных институтов в частности, с другой стороны.

2) форма взаимодействия человека с внешней средой, приводящая его к познанию и изменению мира, себя и условий своего существования.

Детерминанты (факторы) внешние - сущностные программы, оказывающие внешнее воздействие на материальный или идеальный объект.

Детерминанты (факторы) внутренние - сущностные программы, определяющие развитие материальных или идеальных объектов изнутри.

Индивид - многомерная открытая нелинейная феноменально-ноуменальная реальность ЧМ и УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, отличающаяся уникальной совокупностью априорно заданных программ, языков и кодов, представляющая символическую составляющую в индивиде и нацеленная на трансформацию в социального человека.

Индивидуальность - многомерная открытая нелинейная эмпирическая феноменально-ноуменальная реальность ЧМ и УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, отличающаяся уникальной совокупностью априорно заданных программ, языков и кодов и нацеленная на трансформацию в социальную личность.

Институт социальный - эмпирическая реальность умопостигаемого и чувственного миров, материально-ментально-духовное формально или неформально организованное образование (формация) и функциональная система. Его видовое отличие состоит в том, что он непосредственно и опосредованно оказывает необходимое управляющее и/или регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей в соответствующих сферах социума для эффективной реализации потенциала человеческого рода и родового человека в определенных внешне-исторических условиях во благо конкретного человека, этносов, народов, страны и мирового сообщества. Социальный институт изучается в плане всеобщего (класс, тип), особенного (виды и разновидности) и единичного (конкретный институт).

Консерватизм эволюционный - новое научное направление,

  • - представляющее метафизический этап эволюции методологии науки;
  • - исследующее объекты умопостигаемого и чувственного мира как материально-ментально-духовные образования и функциональные системы в целях их развития и совершенствования;
  • - обладающее принципами, методом, системой аксиоматических положений и эмпирических обобщений.

Космос - 1) многомерная открытая нелинейная ноуменальная реальность УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, представляющая собой всеобщее;

  • - 2) многомерная открытая нелинейная феноменально-ноуменальная реальность ЧМ и УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, являющая собой единичное в Универсуме. Она проявляет себя как системоопределяющий и системообразующий факторы
  • а) становления и эволюции ЧР и его видов, РЧ и его видов,
  • б) становления деятельности как ноуменальной реальности,
  • в) технического мира и его институтов, социума и социальных институтов.

Она задает возникновение в ЧР, РЧ и их видах, высших нравственных принципов и творческого полового отбора, а в природе - естественного отбора.

Личность символическая - ноуменальная эмпирическая реальность умопостигаемого мира, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система. Она выступает в виде программ, языков кодов, обусловленных материальным, ментальным и духовным метафизическими началами, сформированных и формирующихся в процессе филогенеза и онтогенеза и входит в состав родового человека. Как сверхсложная система она является источником и движущей силой эволюции человеческого рода, родового человека, их видов, а также развития конкретного человека и его личности, с одной стороны, и эволюционного развития социальных институтов, с другой стороны. В этой связи она непосредственно выступает как источник и движущая сила эволюционного развития социума, социальных институтов, технического мира и его институтов.

Внешняя форма символической личности - тело человека как динамичная информационно-энергетическая система диагностирования его состояний и порождения движений и действий, представленное набором априорно-заданных программ, языков и кодов.

Внутренняя форма символической личности - менталитет, направленный на:

Ю познание человеческого рода, социума, природы и космоса;

Ю ориентировку в окружающей среде;

Ю принятие и реализацию адекватных решений при возникновении тех или иных задач и проблем,

Ю прогнозирование развития событий и другие деяния.

Личность социальная - конкретная эмпирическая реальность ЧМ и УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, выступающая в виде априорно заданных программ, языков и кодов, развившихся в процессе онтогенеза под воздействием социальных институтов в социально-ориентированные программы, языки и коды; входит в состав социального человека. Потенциал социальной личности задается символической личности.

Метафизика - учение философии о сверхчувственных принципах бытия; в конце ХХ и начале XXI века возникают научные направления, изучающие сверхопытное и сверхчувственное в физике, математике, кибернетике, политологии, семиотике, социологии, экономике и других научных сферах.

Нелинейность - ноуменальная характеристика РЧ как материально-ментально-духовного образования, обладающего набором программ, задающих формирование различных форм-структур с присущими им режимами развития.

Ноуменальная реальность - объект умопостигаемого и/или умопостигаемого и чувственного миров, лежащий в основе сущности, формы и гармонии и обладающий своим материальным носителем, например, спин-торсинным информационно-энергетическим взаимодействием.

Онтогенез - индивидуальное развитие живого существа как материально-ментально-духовного образования от стадии зачатия до окончания земной жизни.

Организация - эмпирическая реальность умопостигаемого и чувственного мира, потенциально материально-ментально-духовное образование и функциональная система, являющая собой сложную целеориентированную и ценностноориентированную систему и действующая на основе определенных правил и процедур; проявляет себя в плане всеобщего (тип), особенного (вид) и единичного (конкретная организация).

Подход антропо-семиотический синтетический "снизу вверх" - научный метод исследования эмпирических реальностей умопостигаемого и чувственного миров (программ, языков, кодов, ментальных образований, традиций, воспроизводств и инноваций, а также человеческого рода и видов, родового человека и его видов, социальных институтов и др.),

  • - изучающий целое через познание его элементов и
  • - использующий представления разнообразных научных дисциплин для многомерного раскрытия сущностей и форм и сложного или сверхсложного явления и т.д.

Подход системный - научный метод, использующийся для выявления и изучения структур, свойств, функций, особенностей и потенциала систем; им не уделяется внимание ноуменально-феноменальной природе исследуемых объектов умопостигаемого мира и объектов, основанных на взаимодействии этих миров.

Потребности - 1) социально осознаваемая нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом; 2) внутренний побудитель активности.

Предпочтения - размытый оценочный комплекс (шкала ценностей), который формирует потребителя и покупателя в результате взаимодействия внутренних факторов человека (априорно заданных программ и интеллектуальной деятельности) и внешних факторов.

Природа - 1) многомерная открытая нелинейная ноуменальная реальность УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, представляющая собой всеобщее;

  • - 2) многомерная открытая нелинейная феноменально-ноуменальная реальность ЧМ и УМ, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, являющая собой единичное в Универсуме. Она проявляет себя как системоопределяющий и системообразующий факторы
  • - становления и эволюции ЧР и его видов, РЧ и его видов,
  • - становления деятельности как ноуменальной реальности,
  • - технического мира и его институтов, социума и социальных институтов.

Она выступает как материально-ментально-духовное образование, которое оказывает стимулирующее воздействие на эволюцию и совершенствование ЧР, РЧ, их видов, индивида и индивидуальности и с которым человечество должно установить субъектно-субъектные отношения, направленные на возрождение его уникального потенциала.

Род человеческий - высшая ноуменальная реальность умопостигаемого мира, материально-ментально-духовное образование и сверхсложная система, которая изнутри саморазвивается, самоорганизуется и самообновляется благодаря наличию динамично пополняющегося огромного банка знаний в виде коллективного бессознательного.

Семиотика - широкая область научных исследований, охватывающая изучение знаков, знаковых систем, языков, кодов, программ, а также основанных на них знаковых процессов взаимодействия и общения между представителями различных популяций на земле и в космосе.

Семиотика метафизическая - область семиотики, изучающая природу сущности, гармонии, ментального и духовного начал мироздания, исследующая

  • - природу человеческого рода и его видов;
  • - природу родового человека, его видов;
  • - трансформацию родового человека в человека социального в онтогенезе;
  • - природу символической личности и ее трансформацию в социальную личность в процессе онтогенеза.

Система - 1) функциональное образование, представляющее естественные сверхсложные эволюционно развивающиеся объекты (природа, космос, человеческий род, родовой человек), сложные объекты социальной природы (общества и социальные институты), а также сложные объекты мира техники, взаимосвязанные компоненты которых на основе взаимодействия и взаимосодействия направлены на получение полезных результатов человеческой деятельности;

  • 2) сложный материальный или идеальный объект с наличием структуры (совокупности связей между элементами).
  • 3) система предстаёт как реальность умопостигаемого мира и представляет в этом случае класс или тип объектов исследования,
  • 4) система предстаёт как реальность умопостигаемого и чувственного мира и представляет в этом случае конкретный объект исследования.

Среда внешняя - надсистема, в условиях которой осуществляется деятельность организации.

Трансрационализм - новое научное направление, использующее новую аксиоматику эволюционного консерватизма и его метод для изучения

  • - специфики объектов умопостигаемого мира и объектов, созданных на основе взаимодействия умопостигаемого и чувственного миров;
  • - особенностей научного мышления, характерных для метафизического этапа эволюции методологии науки;
  • - трансцендентальной связи между объектами исследования и познающими субъектами.

Триада - троичность, выражающая единство и целостность понятий и представляемых ими явлений и сущностей

Управление - 1) эмпирическая ноуменальная реальность УМ и ЧМ, материально-ментально-духовное образование и деятельность.

2) конкретная эмпирическая реальность, УМ и ЧМ, материально-ментально-духовное образование и деятельность.

Управление в обоих случаях вызывает взаимодействие, взаимосвязи и взаимосодействие между всеми компонентами системы и отличается тем, что оказывает корректирующее духовное, интеллектуальное, направляющее результативное воздействие на реализацию ее (системы) целей и задач и др.

Феномен - явление, данное нам в опыте и чувственном познании.

Феноменология - философское направление, занимающееся описанием и изучением феноменов (явлений).

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств человека как материально-ментального образования, сформировавшихся в процессе онтогенеза.

Филогенез - процесс эволюции и инволюции живого существа как представителя рода в течение всего времени существования жизни на земле.

Цивилизация - третья (за дикостью и варварством) эпоха развития человеческого общества, характеризующаяся определенным уровнем развития науки, техники, экономики, материальной и духовной культуры и отличающаяся отношением к человеку и природе.

Человек родовой - целостность, представляющая собой единство ноуменальной реальности умопостигаемого мира, материально-ментально-духовного образования и сверхсложной функциональной системы.

Человечество - форма проявления сущностей человеческого рода в конкретных исторических (экономических, общественных, социальных, культурных и научных) условиях.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >