Предисловие

В настоящее время в развитых странах мира происходит переход индустриальной цивилизации в постиндустриальную и трансформация индустриальной экономики в экономику товаров и услуг, усложняются экономическая среда и экономические отношения, а также возрастают неопределенность и динамика мирового и национальных рынков. Перед деловыми организациями встает задача поиска и разработки новых организационных структур и нахождения иных форм взаимодействия во внешнем окружении и работы с персоналом. Успех организаций теперь зависит не только и не столько от того, насколько ими осознаются потребности клиентов и потребителей, сколько предпочтения последних.

Новые хозяйственные условия вызывают

Ё использование представлений о человеческом роде и родовом человеке как системоопределяющих факторах в деятельности деловых организаций;

Ё появление новых требований к лидерам-руководителям, способных

  • - осмысливать происходящие в экономике процессы;
  • - понимать и творчески использовать закономерности человеческого поведения;
  • - вести за собой коллектив предприятия на решение стоящих перед ним целей и задач с учетом влияния внутренних и внешних факторов на эффективность трудовой деятельности работников.

Сказанное выше характерно и для России, которая начинает заниматься

  • · построением современной экономики товаров и услуг;
  • · формированием рыночных экономических отношений и
  • · созданием благоприятной для человека и общества новой экономической среды.

Это требует подготовки квалифицированных специалистов, вооруженных методологией деятельности, живого созерцания и общения, знаниями "что", знаниями "как" и экспертными знаниями, владеющих современным концептуальным аппаратом и набором соответствующих формализмов для решения принципиально новых задач. Возникновение мирового и финансового кризиса указало на необходимость перехода к верховенству духовного начала в экономической деятельности деловых организаций реального и виртуального секторов экономики.

Совершенно естественно, что изложенное относится в первую очередь ко всем дисциплинам, входящим в пространство наук о менеджменте, включая теорию организаций и организационное поведение.

Основная цель монографии состоит в раскрытии метафизических оснований организационного поведения с позиции метафизической методологии научных исследований. В соответствии с указанной целью структура книги состоит из четырех разделов и десяти глав. В первом разделе осуществляется

  • § раскрытие метафизического этапа эволюции науки, возникшего в конце ХХ и начале XXI века, и метафизической методологии научных исследований, разработанной на основе синтеза представлений вероятностной метафизики физики, метафизической антропологической семиотики, метафизической кибернетики, семиотического направления в эволюционном консерватизме, трансрационализма и других междисциплинарных направлений и др.;
  • § изложение метафизических аспектов развития экономики в XXI веке с учетом свойств и особенностей постиндустриальной цивилизации и нового этапа эволюции человеческого рода, родового человека и их видов;
  • § определение концептуального аппарата, объекта, предмета, целей и особенностей теории организаций и организационного поведения как междисциплинарных научных специализаций в контексте новой методологии научных исследований;
  • § выявление потенциала классического, неклассического, постнеклассического и метафизического направлений теории организаций с позиции метафизической методологии научных исследований.

Во втором разделе "Поведение людей в организации" подвергаются рассмотрению свойства и сущности родового человека, рассматривается состав и потенциал символической личности для осмысления механизмов организационного поведения и системы принятия и реализации решений конкретным человеком. Проводится анализ свойств позитивной духовной сферы, креативных характеристик менталитета, сознания, бессознательного и сверхсознания символической личности, характерных особенностей левшей, правшей и мастеровых применительно к особенностям профессии менеджеров. Устанавливаются поведенческие характеристики интеллекта конкретного человека с выходом на изучение организационного поведения в контексте духовных и ментальных сущностей символической личности. Осуществляется раскрытие общих требований общества к профессионалам, связей самости социального человека с его поведением, излагаются требования к профессионалам с позиции организационного поведения, рассматривается стимулирующее воздействие частных (специальных) видов организационного поведения на развитие профессионала в организации и рассматриваются свойства, особенности и характеристики лидера. В этом же разделе анализируются определения лидерства, изучается объем данного понятия и излагаются концепции власти и влияния.

Третий раздел посвящен рассмотрению оснований типологии групп, классификации их по численности, изучению формальных и неформальных групп, выявлению общего и различного в них. Раскрываются сплоченность группы как доминантный фактор управления групповым поведением, стадии развития малых групп, их основные признаки, а также управление групповым поведением в формальных и неформальных группах. Подвергаются анализу природа коммуникации и общения, их значимость для деловой организации, коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения. Подробно освещаются стратегия, тактика, стили речевого общения, особенности говорения и слушания, основы кодекса речевого общения менеджера и средства невербального общения.

В четвертом разделе рассматриваются внешние и внутренние, постоянные и ситуативные факторы, воздействующие на функционирование деловой организации, анализируется формирование ее целей, раскрываются ее механическая и органическая модели. Раскрывается динамика связей между рынком, типологией организаций и организационным поведением, рассматриваются эволюционно возникшие и развивающиеся классы деловых организаций. Устанавливаются связи между системой этических ценностей и новым классом коммерческих предприятий, анализируются перемены в научном осмыслении деловых организаций в свете достижений информатики и искусственного интеллекта и осуществляется разработка системной классификации таксонов деловой организации.

Подвергаются рассмотрению проблемы вхождения человека в организацию и типы поведения людей в организации. Освещаются формы потоков информации в организации, их функции и значимость. Раскрываются внешние и внутренние детерминанты принятия и реализации решений, их модели, стадии, шаги. Анализируются организационная культура, мотивация, результаты труда и вознаграждение. Показывается становление и развитие внешних и внутренних детерминант организации, обусловленных внешней средой. Особое внимание уделяется: внутренним и внешним факторам развития инноваций в организации, принципам реализации инновационной политики, а также сущности и особенностям поведенческого маркетинга.

При рассмотрении указанных выше проблем и вопросов с позиции метафизической методологии научных исследований я стремился представить управленческую направленность теории организации и организационного поведения и выйти, в конечном счете,

  • - на формулирование принципов организационного поведения в организации;
  • - на обоснование управления направляемым развитием коммерческих предприятий.

В послесловии проводится обобщение полученных результатов.

Надеюсь, что представленная на суд профессионалов монография будет содействовать им в постижении сущности и особенностей организационного поведения в новых общественно-экономических условиях XXI века с позиции метафизической методологии научных исследований.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >