Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Недвижимость arrow Анализ пространственной организации города Ростов-на-Дону и тенденции его развития

Анализ пространственной организации города Ростов-на-Дону и тенденции его развития


Осознание мировым сообществом в конце XX в., какую угрозу для экосистемы планеты представляют разрастающиеся городские поселения, определило необходимость внедрения концепций дезурбанистского вида развития, основными идеями которого являются: первое - идея линейного города; второе - идея города ограниченного размера, вписанного в природное окружение.

Здесь главное внимание сосредотачивается на обеспечении гармоничного сосуществования города и окружающей среды, человека и природы. Поэтому поселения дезурбанистского типа могут быть отнесены к концепциям экологической направленности [3].

Первым неизбежным шагом на этом пути становится процесс субурбанизации, подразумевающий развитие пригородов, что происходит в современных развитых странах, в частности эта тенденция наблюдается в окрестностях Ростова-на-Дону. Свидетельством данного явления стала застройка пригородных территорий коттеджными посёлками: «Янтарный», «Изумрудный», «Декоративные культуры», «Орбитальная-Ростов», «Щепкин», Чалтырь, «Солнечный» и др.

При возведении данных поселков, в соответствии с планом, на огороженной территории строятся - полноценная инженерия и объекты социальной инфраструктуры.

Поселения со своими системами обслуживания обязаны в полной мере отражать основную мысль современных урбанистов - люди должны жить, работать и отдыхать в одном и том же месте [2]. Поэтому при образовании полицентрической организации, агломерация делится на самодостаточные кластеры. Между ними пролегают границы, в качестве которых оптимально использовать элементы ландшафта - реки, пруды, леса, парки.

Несоблюдение условия самодостаточности пригорода приводит к тому, что мегаполис обрастает новыми поселениями, а деловая активность всё так же располагается в городском историческом центре. На сегодня эта тенденция характерна для Ростова-на-Дону.

Ростов-на-Дону входит в десятку российских городов-миллионников с наивысшим показателем плотности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода), что наряду с архитектурно-планировочными, институциональными и иными факторами усиливает возрастающий дефицит территориальных ресурсов социально-экономического роста. Негативное влияние на качество жизни населения и перспективы хозяйственного развития города также оказывает гипертрофированная моноцентричность его пространственной организации.

Проблема моноцентричности выделяется в центральном историческом районе города. Что несёт в себе перегруз исторического центра, как объектами приложения труда, сервиса, торговли и культуры, так и связанную с ними транспортную проблему, которая с каждым годом усугубляется.

Специфика планировочной застройки города, в рамках которой созданы крупные спальные районы с отсутствием массовых мест приложения труда, определяет мощные транспортные потоки, движущиеся с периферийных районов в центральную часть города, где сформирована основная деловая активность. Индивидуальный транспорт, прибывающий в центральную часть города, большую часть времени находится в неподвижном состоянии, занижая пропускную способность улично-дорожной сети более чем на 50% [1].

Реконструируя и развивая исторически сложившееся архитектурно-планировочное и социально-экономическое «ядро» города, следует последовательно трансформировать моноцентрическую пространственную организацию города Ростова-на-Дону в полицентрическую, «приближающую» современные объекты торговли, сервиса, культуры, рекреации и спорта, а также места приложения труда к основным массивам селитебных территорий, в том числе и на периферии города.

Развитие системы относительно самодостаточных городских микрорайонов и пригородных поселков необходимо сочетать с повышением связанности всех компонент территориальной организации города. Тенденцию развития многоэтажного строительства необходимо согласовывать с расширяющейся практикой использования подземных пространств. пространственный ростов микрорайон городской

Проблемы развития муниципального образования так же связаны и с недостаточными масштабами и темпами модернизации архитектурно-планировочного облика города Ростова-на-Дону, в первую очередь кварталов старой застройки. Комплексное преобразование исторической части города должно осуществляться с учетом его высокой историко-культурной и градостроительной ценности.

Ростов по-прежнему остается старым городом, каждый седьмой дом в городе был возведен в позапрошлом веке. Одна из острейших проблем жилищного фонда южной столицы -- высокий уровень износа. Свыше 33% домов Ростова изношены на 60% и более, а следовательно, превращаются в ветхое и аварийное жилье. При этом только каждое сотое строение (1%) пребывает в образцово-показательном состоянии, имея износ менее 20% [1].

Основным направлением пространственной организации города выделяется повышение эффективности использования территориальных ресурсов, качественная модернизация среды проживания горожан на основе пропорционального и сбалансированного развития всех городских районов, дальнейшего формирования функционально-пространственного каркаса, узлов концентрации объектов делового, административного, торгового и культурно-бытового назначения, совершенствования архитектурного облика города, сохранения исторических и природных памятников.

К ключевым тенденциям современной пространственной организации города можно отнести:

- возрождение центра города как его исторического ядра, переориентация в пользу центра инвестиций в жилье и деловую недвижимость;

- присвоение новой функции части городских территорий вследствие перепрофилирования, ликвидации и переноса на периферию города и за его пределы производственных предприятий;

- усиливающаяся фрагментарность города, как в архитектурно-планировочном, так и социально-экономическом отношении в соответствии с уровнем доходов и имущественными потребностями населения;

- дальнейшее расширение и «уплотнение» малоэтажной индивидуальной жилой застройки, как непосредственно на территории города Ростова-на-Дону, так и за его пределами.

Стимулирование формирования новых «ядер» и узлов концентрации социально-экономической активности, как в пределах исторического центра, так и на периферийных территориях города позволит установить повышенный уровень социально-экономической и транспортной нагрузки города на оптимальный.

Всё это первые шаги на пути преобразования города с целью достижения нового уровня качества жизни, преимуществами которого является: уменьшение затрат времени на дорогу «работа-дом»; сохранение исторического центра; сохранение парков, общественных пространств, которые и создают качество жизни; предотвращение явления urban sprawl («расползание мегаполиса»).

В итоге, создание полицентричной структуры пространственной организации Ростова-на-Дону решит многие проблемы, в частности связанные с эмоциональной подавленностью населения мегаполиса, а так же позволит прийти к экологическому балансу между природными и урбанистическими пластами.

Литература

1. Решение городской думы Ростова-на-Дону - от 18 декабря 2012 г. N 372 «Об основных направлениях стратегии Социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальный портал городской Думы и Администрации города - Режим доступа: http://www.rostov-gorod.ru/filebase/file_10514_0.doc (доступ свободный) -Яз. рус.

2. Григорьев В.А., Огородников И.А. «Экологизация городов в мире, России, Сибири» [текст] // Аналит. обзор / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2001. - с. 142 - (Сер. Экология. Вып. 63).

3. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [текст] // ОАО «ЦПП» - Москва, 2011- с. 109

4. Н. В. Савицкий, О. И. Бондаренко «Социально-градостроительные аспекты формирования экопоселений» [текст] //Строительство, материаловедение, машиностроение: сб. науч. трудов. Вып. 58. - Д.: ПГАСА, 2011.

5. Полякова Т.В. Концепция эколого-экономического механизма инвестиционной политики развития города. [текст] // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Строительство -2007». - Ростов н/Д: РГСУ, 2007.- С.120.

6. Токарев А.Г. «Градостроительство Ростова-на-Дону в 1920-е гг. - концепции и реализация» [Электронный ресурс]//«Инженерный вестник Дона», 2010, №3. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/236 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Б.Л. Козловский, М.В. Куропятников, О.И. Федоринова «Приоритетные задачи зеленого строительства в Ростове-на-Дону» [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона», 2013, №1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1552 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Juval Portugali «Self-organization and the city» Publisher: New York : Springer, 2000, с. 359 [Электронный ресурс] // books.google.ru; http://books.google.ru/books?id=dwM2G_ebFDMC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

9. Juval Portugali; et al «Complexity theories of cities have come of age : an overview with implications to urban planning and design» Publisher: Berlin ; New York : Springer, ©2012. c. 432 [Электронный ресурс] // www.worldcat.org - http://www.worldcat.org/title/complexity-theories-of-cities-have-come-of-age-an-overview-with-implications-to-urban-planning-and-design/oclc/794364108/viewport

10. Pavel Klapka, Bohumil Frantбl «Spatial organisation: development, structure and approximation of geographical systems» Moravian Geographical Reports Vol. 18, 3/2010; с.53-65 [Электронный ресурс] // geography.upol.cz http://geography.upol.cz/soubory/lide/klapka/Klapka,Frantal,Halas,Kunc-MGR.pdf

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее