Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Теорию общественно-экономических формаций разработал К. Маркс. Он стремился найти объективный закон, по которому развивается человечество и который был бы таким же строгим, как законы естествознания. По Марксу, общество развивается благодаря смене стадий качественных состояний, которые он назвал «общественно-экономическими формациями». Общественно-экономическая формация - это социально-философское понятие, отражающее в обобщённом виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.

Формации отличаются друг от друга, прежде всего, способом производства материальных благ. Маркс выделил три крупные формации в истории человечества: первобытная доклассовая, антагонистическая и будущая коммунистическая (по Марксу, подлинная история человечества). В свою очередь антагонистическая формация делится на две крупные формы. В первую входят азиатский способ производства, античный способ производства и феодальный способ производства. Вторая крупная антагонистическая форма - это капиталистический способ производства. Упрощая данную схему всеобщей истории, советская марксистская наука утвердила пятичленную периодизацию с выделением первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций.

Структура каждой формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономической основы общественной жизни. Надстройка - совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и воздействующая на него.

Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, то есть ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего.

Отмечается, что формационная теория разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от одной формации к другой - представление, упускающее из виду множественность линий исторического развития.

Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникации, социальных и политических институтов. Цивилизационный подход в философии истории утверждает сменяемость уникальных человеческих цивилизаций на протяжении развития всемирной истории. Так, Н. Я. Данилевский различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации. В последнее время выделялись более крупные цивилизации, например, Запад и Восток; доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации.

При всей уникальности цивилизаций существуют некоторые моменты, общие если не для всех их, то для большинства. Поэтому некоторыми философами утверждается идея, что развитие истории имеет цивилизационно-формационный характер. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >