Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Лекция 1

Специфика познавательного отношения человека к миру

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, философское и научное познание.

Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Его специфика состоит в том, что содержание связано с информацией, прежде всего, о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя и с элементами логики. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, личный опыт, закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а также интуитивные убеждения и предчувствия.

Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа.

Мифологическое познание играло значительную роль на начальном этапе становления человечества. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые представления о природе и человеке. Особенности мифа - метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в её гармонии и циклическом развитии.

Художественно-образная форма познания (искусство) изначально тесно связана с мифологией, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Художественно осваивая мир в разных своих видах, искусство (живопись, музыка, литература и др.) одновременно познаёт мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и телесное.

Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного и мира человеческого. Религия, как и мифология, содержит в себе многие знания человечества, но не воспроизводит их систематически или теоретически. Важнейшей для неё является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному. Религиозное познание базируется на вере, сосредотачивает знание в культе.

Важнейший вид познавательной деятельности - научное познание. Наука в процессах и явлениях изучает общее и необходимое, но так как общее существует только в единичном и через единичное, то случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связанность выражаемой в нём истины, а также системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях.

Философское познание своим основным компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой - выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

Развитие познания определяется, в конечном итоге, потребностями общества в целом. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создаёт фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее