Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

Основные идеи философской антропологии в ХХ - ХХІ веках

Наиболее значительным антропологическим направлением западной философии ХХ века является экзистенциализм. Он возник после Первой мировой войны в Германии (представители - Карл Ясперс (1883 - 1969), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976)), после Второй мировой войны во Франции (представители - Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) и Альбер Камю (1913 - 1960)).

Экзистенциализм - это философия конкретного человека, появившаяся как реакция на обесценивание человеческой жизни, стандартизацию в обществе, обезличивание личности.

Термин «экзистенция» (существование) ещё в XIX веке ввёл датский философ Сёрен Кьеркегор. Экзистенция означает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость и уникальность человека и его судьбы. Она недоступна рациональному познанию и дана только непосредственному переживанию.

Существование означает наличие здесь и теперь через внутреннее соотнесение себя с собой. Существование человека - это реальное течение его жизни, подвластное времени. В доэкзистенциальной философии значение времени определяющим для человека не считалось. Во временности Хайдеггер видит самую фундаментальную характеристику человеческого бытия. Основные состояния сознания человека - это заброшенность, забота, вина, ответственность, страх смерти. Через них человек выходит на реальность.

Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует лишь постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придаёт миру смысл, взаимодействует с миром. Человек заброшен в этот мир. Мы не выбираем ни место, ни время своего рождения, да и сам факт нашего рождения происходит без нашего желания. Изначальная суть существования состоит в страхе перед чуждым и враждебным миром, перед смертью.

Сартр отмечает, что обычно сущность предшествует существованию. Но в случае с человеком всё наоборот: человек сначала рождается, а затем, на протяжении жизни, приобретает качества, делающие из него человека.

Каждый человек уникален и неповторим. Но в реальности мы сталкиваемся с другими людьми, обществом. В связи с этим Хайдеггер различает неподлинное и подлинное бытия. Неподлинное бытие - это власть над людьми других людей и вещей, обезличивание личности, превращение человека в вещь, когда он рассматривает себя по аналогии с другими, и становится возможной замена личности любой другой личностью. Неподлинный человек - это человек стандартизированный, подчиняющийся власти, моде, стереотипам поведения. Подлинный способ бытия возможен через осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Сартр отмечал, что человек не только находится в ситуации, но и образует ситуацию, придаёт ей смысл. Свободный человек всегда действует самостоятельно, а не как «винтик» огромного механизма, и осознаёт ответственность не только за свои поступки, но и за всё, что происходит в мире.

К иррационалистическим теориям человека примыкает психоанализ. Его основатель Зигмунд Фрейд считал, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. «Низшее» бессознательное проявляется во снах, оговорках, описках и т.д. «Высшее» бессознательное - это творчество, механизм которого также не осознаётся. Бессознательное, по Фрейду, состоит из сексуальных инстинктов, инстинкта агрессивности, инстинкта жизни и др. Следование нормам морали и законам общества вытесняет бессознательное на периферию психики, однако и оттуда оно оказывает определяющее воздействие на поведение человека. Карл-Густав Юнг выделил индивидуальное и коллективное бессознательное. В целом, психоаналитическое направление преувеличивает значение биологических факторов, недооценивая роль социальных.

Представитель направления философской антропологии Макс Шелер утверждал, что человек является своего рода центром, из которого исходят различные связи с миром. Он противопоставил логике интеллекта логику чувства. Подлинным персональным бытием личности выступает любовь. Любовь, по Шелеру, - это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Любовь может быть направлена только на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее