Пространственно-временная и динамическая организация бытия

В истории философии сложились два основных подхода в понимании пространства и времени: субстанциональный и реляционный.

Субстанциональный подход рассматривает пространство и время как самостоятельные субстанции, существующие наряду с материей (Демокрит, Эвклид, Ньютон)

Реляционный подход рассматривает пространство и время как формы существования вещей (Аристотель, Декарт, Энгельс, Эйнштейн и др.). Данный подход принят в современной философии и науке.

Пространство - это форма бытия материи, которая характеризует её структурированность, дифференцированность, а также взаимное расположение, протяжённость, объём, величину, форму тел мира.

Время - это форма бытия материи, характеризующая преимущественно её изменчивость, длительность существования процессов и последовательность смены их состояний. Время имеет три модуса (прошлое, настоящее и будущее) и непрерывно течёт в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее.

Различают реальное (объективное), субъективное (реальное, отражённое в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это различные теоретические модели описания реального пространства и времени. Например, трёхмерное эвклидово пространство, четырёхмерное пространство-время теории относительности, различные гипотетические многомерные модели.

В нашем макромире актуально трёхмерное пространство, основные характеристики которого - длина, ширина и высота. В масштабах галактик и метагалактики существенную роль играют кривизна пространства-времени, вызванная огромными скоростями и взаимодействием больших тяготеющих масс.

Важен также субъективный образ пространства и времени. В ходе истории представления о них менялись. В древности время представлялось цикличным, что связано со сменяемостью пор года, неспешностью ритма жизни. Христианство «придало» времени направленность и линейность: от сотворения мира к Страшному суду.

Для человечества важно социальное пространство и время. Социальное пространство вписано в пространство биосферы и космоса и обладает особым человеческим смыслом, налагаемом культурой. Оно включает в себя предметный мир, создаваемый и обновляемый человеком в его деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие деятельность. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вписано во время природных процессов.

Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных индивидуально и социально значимых для него событий. Мы успеваем тем больше, чем мы активнее и любознательнее. Чем выше напряжённость деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале.

Мысль о необходимости взаимосвязи материи и движения высказывалась уже в древней философии. Зенон Элейский даже отождествил эти понятия. Представитель британской школы материализма эпохи Просвещения Д. Толанд выдвинул идею о самодвижении материи. Согласно ему, любой объект материи как вещь существует благодаря тому, что в нём воспроизводятся определённые типы движения.

Механистический материализм высшие формы движения сводил к низшим. Например, Ламетри рассматривал человека как особый механизм, Гольбах стремился объяснить процессы общественной жизни действием сил притяжения и отталкивания.

Диалектический материализм исходит из того, что движение - это способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (импульс любого изменения и деятельности), действие (сообщённое или приобретённое движение) и отражение (взаимодействие материальных объектов).

Несмотря на всеобщность движения, в мире существует также сила инерции, сопротивления изменению, что характеризуется понятием покой, состоянием относительной стабильности. Если внешнее воздействие не превышает определённую меру, оно не изменяет предмет воздействия.

В истории философии о соотношении устойчивости и изменчивости высказывались противоположные мнения. Так, античный философ Кратил абсолютизировал изменчивость. Согласно ему, ни о какой вещи нельзя высказать истинного суждения, так как пока мы это делаем, вещь уже изменилась. Французский мыслитель А. Бергсон в некоторой степени преувеличивал роль устойчивости. По его мнению, при всей динамике жизни, она всё же состоит из отдельных фрагментов, подобно кадрам в киноплёнке.

Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, а движение абсолютно как способ бытия материи.

Выделяются основные формы движения:

  • 1) механическое - перемещение тел в пространстве по некоторой траектории;
  • 2) физическое - электромагнетизм, гравитация, теплота, звук;
  • 3) химическое - превращение атомов и молекул различных веществ;
  • 4) биологическое - обмен веществ, рост организмов;
  • 5) социальное - общественные изменения;
  • 6) геологическое - перемещения в земной коре, движение континентов;
  • 7) астрономическое - движение планет, звёзд, галактик, Вселенной.

Рекомендуемая литература

  • 1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М., 1976. - Т.1.
  • 2. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. - Минск, 2008.
  • 3. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - Минск, 1998.
  • 4. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - М.,1986.
  • 5. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. - Минск, 2015.
  • 6. 7. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2012.
  • 7. 8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Я.С. Яскевич [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск: Выш. шк., 2012.
  • 8. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. - Минск, 2003.
  • 9. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.
  • 10. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2001.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >