Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

Философская мысль в Беларуси

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Таким образом, первый этап развития философской мысли на территории Беларуси можно назвать древнерусским. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Наиболее известным мыслителем данного периода (и не только для территории Беларуси, но для всей Руси) является Кирилл Туровский.

В богословско-философских рассуждениях отечественных просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч-аллегорий, повествований и молитв они излагают сложные богословско-философские понятия добра и зла, свободы и смирения, духовного и материального смысла жизни человека и смысла вселенской истории, раскрывают причины и цели существования мира. Поэтому не только приобщение народа к книжному слову, а наставление его на христианский путь преодоления личностного зла и духовно-нравственного совершенствования - таков главный лейтмотив их трудов.

События, связанные с татаро-монгольским нашествием, формированием Великого княжества Литовского прервали развитие философской традиции на территории Беларуси. Возобновление интереса к философии наблюдается здесь в XVI веке. Большую роль здесь сыграла учёба белорусской молодёжи в европейских университетах. Развитие территории Беларуси к этому времени достигло такого уровня, когда стало возможным не только усвоение гуманистических идей, но и их критическая переработка: 1) антропоцентризм - идея самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идея абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал её понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку (Франциск Скорина, Сымон Будный, Казимир Лыщинский). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившим самые широкие слои общества.

Следующий период развития философской мысли Беларуси - период Речи Посполитой. Развитие духовной культуры Беларуси ХVII - начале ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развёртывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). В конце ХVIII - начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почобут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий).

Следующий этап развития философской мысли в Беларуси - период Российской империи. Здесь происходит смещение интереса общественной мысли в сторону национально-освободительной тематики. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации, причём чаще в польском духе (правда, с «литвинским» патриотизмом).

Большая роль в постижении «отдельности» белорусов принадлежала этнографическими исследованиями. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечет, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В связи с этим, целесообразно выделить конец ХІХ - начало ХХ века в особый период развития философской мысли Беларуси - период национального возрождения. Заканчивается он в конце 20-х гг. ХХ века. Яркий представитель данного периода - Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896 - 1923). В своём произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как её срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции.

Абдиралович констатирует, что в результате утраты связей с чаяниями простых людей, (в давние времена - шляхты, в последнее время - интеллигенции) народ остался сам по себе. Однако, несмотря на это, народ сумел сохранить свой дух. У Абдираловича не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Автор говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это ещё не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства.

Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством - за приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвечают или нет они самому человеку и его совести.

Культура духовного мещанства основывается на моде и дисциплине, которые являют собой цепи, опутавшие человека. Поэтому «не мертвые формы, а сам человек - хозяин своей жизни». Формы зависят от человека, а не он от них. Несмотря на тотальную критику существующих и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и религиозной жизни, Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала.

Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелёгок, а, скорее, труден, преодолеть его можно только творчеством, в основе которого - отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни. Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы, прежде всего, своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях.

Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей. Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а человеческим творчеством.

Далее развитие философии протекало в контексте советской марксистской мысли (советский или марксистский период).

В 1921 г. в Минске открывается Государственный университет, а в 1922 - Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 году в Академию Наук БССР. В её структуре в 1931 г. создается Научно-исследовательский институт философии (позднее Институт философии и права, ныне - Институт философии НАН). Белгосуниверситет и академический Институт философии становятся центрами философской мысли в БССР.

В эти годы в Беларуси, как и в остальных республиках Советского Союза, философы целенаправленно исследуют проблемы общественного развития, социально-классовых отношений в обществе, пропагандируют идеи пролетарского интернационализма, с марксистских позиций анализируют и критикуют буржуазную философию (Б. Быховский, С. Вольфсон, С. Каценбоген, Н. Никольский).

В борьбе с «нацдемами» И. Лёсиком, В. Ластовским и другими предавались забвению столпы белорусской культуры Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский - лишь за то, что они не принадлежали к «трудящимся массам».

Вульгарный социологизм философской мысли 20 - 30-х гг. XX вв. в Беларуси в некоторой мере начинает преодолеваться уже в послевоенное время. В 1947 г. в БГУ создается отделение философии. Это положительно сказалось на развитии отечественной философской мысли во второй половине XX в. Большую организационно-педагогическую работу по подготовке философских кадров проводили М. Иовчук, К. Буслов, В. Степанов, И. Лущицкий, И. Ильюшин. Постепенно круг проблем и тем, требующих философского осмысления, расширялся.

Уже в начале 50-х гг. XX столетия белорусские ученые приступают к изучению истории философской мысли в Беларуси (И. Лущицкий, А. Круглов, В. Молоков Н. Алексютович, Э. Дорошевич, А. Коршунов, Н. Купчин, Е. Прокошина, В. Протасевич, В. Пузиков, В. Сербента, В. Конон, Т. Короткая, А. Майхрович, Н. Мохнач, С. Подокшин, И. Саверченко и др.).

Проблемами природы, человека и экологии занимаются: П. Водопьянов, А. Зеленков, В. Крисаченко; вопросами логики и познания - В. Стёпин, В. Берков, А. Елсуков, И. Жбанкова, A. Зеленков, Г. Левин, B. Лукашевич; философскими проблемами естествознания - А. Манеев, Е. Петушкова; вопросы социальной диалектики разрабатывают Ю. Харин, В. Калмыков. Одним из приоритетных направлений становится тема философии культуры. Данная проблематика исследовалась А. Головнёвым, С. Марцелевым, Т. Адуло. Н. Жуков успешно разрабатывает философские проблемы информации, кибернетики, математики, сознания. Проблемы диалектической логики исследованы Д. Широкановым. Н. Крюковский исследует проблемы эстетики. А. Михайлов исследует проблемы западноевропейской философии. Е. Бабосов работает в области социальной философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь (современный период) дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре. Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные. Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее