Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

Лекция 2

Философия Нового времени

В Новое время (XVII - XVIII века) на передний план в философии выдвинулась гносеология (теория познания). Философия стала развиваться в тесной связи с наукой. Ставилась цель познать природу, подчинить её человеческим потребностям и преобразовать мир на разумных основаниях.

Много внимания философы стали уделять проблеме разработки универсальной методологии научного познания. Здесь сформировались три основные стратегии: эмпиризм, рационализм и сенсуализм.

Представители эмпиризма (родоначальник - Френсис Бэкон (1561 - 1626)) ведущее место в познании отводили опыту, эксперименту. По мнению Бэкона, опыты должны проводиться по методу индукции. Индукция - это движение мысли от частного к общему. То есть вначале необходимо производить эмпирические наблюдения, а затем, на их основе, делать общие выводы и формулировать законы.

Представители рационализма (родоначальник - Рене Декарт (1596 - 1650)) ведущее место в познании отводили разуму. По Декарту, методом научного исследования является дедукция, а единственное несомненное заключение, лежащее в основе философии рационализма - это мыслю, следовательно существую. Если все остальные положения можно подвергнуть сомнению, то сомневаться в существовании мыслящего в тот момент, когда оно мыслит нелепо. Дедукция - это движение мысли от общего к частному.

Представители сенсуализма (пример, взгляды французских материалистов XVIII века - Ж. Ламетри, П.-А. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.) считали, что познание невозможно без чувств, ощущений. По их мнению человек познаёт благодаря воздействию внешних объектов на его органы чувств. От органов чувств импульсы передаются в мозг, который является главным органом познания.

XVIII век в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Интенсификация буржуазных отношений в это время способствовала развитию науки, культуры, техники, просвещения и образования.

Главной характеристикой философии эпохи Просвещения является рационализм. Рационализм Декарта - это логико-гносеологическое учение, утверждающее ведущее место разума в процессе познания. Рационализму в этом смысле слова противоположны эмпиризм и сенсуализм. Эмпиризм на первое место в познании ставит опыт, эксперимент; сенсуализм - чувства, ощущения познающего субъекта. Для философии Просвещения характерен рационализм в широком смысле слова. Его основные положения:

  • 1) Возвеличивание человеческого индивида как разумного, активного и равноправного существа.
  • 2) Исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в деле познания и преобразования природы.

Рационализму в этом смысле слова противоположен иррационализм, для которого характерны:

  • 1) Пессимистическая оценка познавательных и деятельностных способностей человека.
  • 2) Отрицание исторического прогресса.

Важнейшей характеристикой человека и мира в целом в рационалистической философии является разумность. В интерпретации устройства мира разные философские направления выказывали различные идеи.

Идеалистический рационализм мистифицирует разум и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человека. Материалистический рационализм законосообразное устройство мира связывал с внутренне присущими материи свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью и движением.

Однако материализм XVIII века механистичен. В то время химия и биология как науки только формировались, поэтому основу научного мировоззрения составляла механика. Законы механики твёрдых тел, законы тяготения материалисты XVIII века считали всеобщими и стремились с их помощью объяснить природные, социальные и духовные явления.

Наиболее обобщённо механистическое мировоззрение выразил Поль-Анри Гольбах (1723 - 1789). Он утверждал, что всё, что происходит, обязательно имеет причину. Причина порождает следствие. Следствие, возникнув, само становится причиной, вызывая новые явления. Природа, таким образом, - это необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела. А последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так, по Гольбаху, складывается закономерность мира. Однако данная «всеобщая» закономерность - это всего лишь абсолютизация законов механики твёрдых тел. Получается, что движение в природе - это не порождение нового, а некий вечный круговорот. Постоянная и нерушимая цепь причин и следствий подчиняет происходящее всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая механически, ведёт к идее предопределённости, к фатализму.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее