Особенности философии эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения охватывает XV - XVI века. Термин «Возрождение» употребляется, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Но в таком смысле Возрождение можно понимать очень условно. Возрождение на деле - это поиск нового, а не реставрация старого. В истории, вообще, невозможно вернуться в какую-либо эпоху. Накопленный опыт всё равно будет оказывать своё воздействие. А таким опытом для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. И хотя Возрождение противопоставляет себя средневековью, но оно возникло как результат развития христианской культуры. Объективно эпоху Возрождения можно рассматривать как время Перехода от Средних веков к Новому времени. Именно тогда начинают зарождаться науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма и секуляризма.

Важнейшей характеристикой культуры эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм - это ориентация на человека. Если в центре внимания в Средние века был Бог, то в эпоху Возрождения - человек.

Человек в своих действиях и замыслах не может быть ничем ограничен. Он может всё. Мыслители эпохи Возрождения не были атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Однако, считали, что, сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю. И теперь он должен сам определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире. Основные усилия человека, таким образом, направляются не на спасение души, а на достижение счастья и успеха в этой, земной, жизни.

Представителем философии эпохи Возрождения является Николай Кузанский (Кузанец) (1401 - 1464). Он ориентировался на философию неоплатонизма (последователи Платона), однако внёс в неё значительные изменения. Центральное понятие неоплатонизма - Единое. Неоплатоники характеризуют Единое через его противоположность Иному, Неединому. Кузанец отвергает данный дуализм и заявляет, что Единому ничто не противоположно. Единое есть всё. Из этого он делает вывод, что Единое тождественно бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего быть не может, следовательно, это максимум. Но по определению, Единое - это минимум. Центральный пункт философии Николая Кузанского - учение о совпадении противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единственен, ибо он есть всё, высший предел. Так как ему ничто не противоположно, то с ни совпадает минимум, а максимум, тем самым, находится во всём. По Кузанцу, абсолютный максимум - это Бог, следовательно, Бог находится во всём. Учение, согласно которому Бог находится везде и во всём - это пантеизм.

Такие взгляды позволили Николаю по-новому представить происхождение мира. Не выступая открыто против идеи креационизма (согласно ей Бог создал мир из ничего, благодаря своему могуществу), Кузанец фактически устраняет принцип творения мира. Бог, согласно Николаю, - это абсолютный максимум, мир - это ограниченный максимум. Ограниченный максимум произошёл от абсолютного максимума, но не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, так как все вещи находятся где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом.

Такие взгляды Николая подрывали существовавшую картину мира. Традиционно космология (учение о строении мира) исходила из признания центра мира (им чаще всего признавалась Земля), а, следовательно, из его конечности. По Кузанцу, центр и окружности мира - это Бог. Поэтому мир не бесконечен, но нельзя его помыслить и конечным, так как не существует пределов, в которых он был бы замкнут.

Ещё один удар по геоцентрической (Земля - центр мира) системе нанёс Николай Коперник (1473 - 1543). Он обосновал гелиоцентрическую систему устройства мира, согласно которой центр мира - это Солнце, а Земля - одна из планет, вращающихся вокруг него.

Идеи Николая Кузанского и Николая Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 - 1600), который считал мир бесконечным

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >