Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

В истории период Средневековья в Западной Европе датируют V - XV вв. Средневековая европейская философия - это христианская философия. А христианская философия начинает зарождаться уже в І в.

Условно европейскую христианскую философию можно разделить на три неравномерных периода: апологетику, патристику и схоластику.

Период апологетики назван по характеру основных произведений данного времени. Апология - это сочинение, направленное на защиту и оправдание кого-нибудь или чего-нибудь, в данном случае христианства. В условиях гонений христианские апологеты, пытались обосновать право своей религии на существование. А, обращаясь к собратьям по вере, они стремились их всячески ободрить, внушить идею исключительности, богоизбранности.

Период патристики - это время деятельности так называемых «отцов церкви» - наиболее авторитетных религиозных мыслителей. От латинского «pater» - «отец» и происходит название периода.

Период схоластики самый продолжительный из названных. Схоластика - это развитая христианская философия, изучавшаяся в учебных заведениях (названа по слову «sсhola» - «школа»).

Схоластика выступала как служанка богословия. Основными темами рассуждений мыслителей являлись проблема существования Бога, критерии жизнедеятельности человека как подготовки к жизни вечной, спасение души и т.д. Средневековая философия строилась на основе христианских догматов - основоположений христианского вероучения, которые необходимо принимать в силу авторитета того, от кого они получены (Бога или церкви). Разум, на котором всегда основывается философия, подчинялся вере.

В процессе развития схоластики сформировались два основных направления: реализм и номинализм. Причина расхождений между ними - спор о природе универсалий, то есть общих понятий.

Согласно реалистам (пример - взгляды Ансельма Кентерберийского (около 1033 - 1109)) универсалии существуют реально, образуя самостоятельный мир бестелесных сущностей, первичных по отношению к единичным предметам.

По мнению номиналистов (пример - взгляды Иоанна Росцелина (около 1050 - около 1122)), реально существуют только единичные вещи, а общие понятия - это их названия, имена (по-латински - «nomina»). Согласно радикальному номинализму - концептуализму - общее существует только в языке. Также существовали «переходные» формы: умеренный реализм и умеренный номинализм, своего рода «примирительные» позиции.

Наиболее известным представителем средневековой христианской философии является Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274). В ХІІІ веке в Европу, через арабские переводы «вернулось» учение Аристотеля. Возникла необходимость соединить перипатетизм (аристотелизм) с христианским вероучением. Наиболее успешную попытку совершил Фома.

Он заимствовал у Аристотеля его концепцию иерархичного и целостного строения всего сущего. Как и у Аристотеля, иерархия Фомы начинается с материальных форм. Срединное место занимает человек, обладающий материальным телом и нематериальной душой. Выше располагаются нематериальные чистые формы, которых Аквинат называет ангелами и архангелами. У них - своя иерархия, причём каждому уровню соответствует один ангел (повторение связано только с материей). На вершине иерархии мира, согласно Фоме Аквинскому, находится Бог.

Важной проблемой схоластики было доказательство существования Бога. В своё время доказательство предложил Ансельм Кентерберийский. По его мнению, Бог совершенен, а, следовательно, существует. Если представить совершенного, но не существующего Бога, то любой существующий предмет будет более совершенен, чем Бог. А это невозможно. Аквинат отвергает данное доказательство. По его мнению, люди не должны приписывать Богу никаких качеств. Язык, при помощи которого они это делают, способен отражать только человеческие свойства и качества. Бог же во всём во много раз превосходит человека. В своих доказательствах бытия Бога Фома анализирует иерархию существ до той высоты, на которую способен подняться человек. Далее, по его мнению, находится всё то, что принадлежит понятию Бог.

Фома Аквинский предложил пять вариантов доказательства бытия Бога.

  • 1. Доказательство через движение. В мире существует движение. Движение производится тем, что движется и тем, кто является его двигателем. Идя от движимого к двигателю, мы должны необходимо прийти к некоему первому движущему, которое само неподвижно, но движет всё. Это может быть только Бог.
  • 2. Доказательство через производящую причину. Всё, что происходит в мире, имеет причину. Причина производит некоторое следствие, которое само становится причиной, производя новые явления. Идя от следствия к причине, мы приходим к первопричине, которая обусловливает всё. Это может быть только Бог.
  • 3. Доказательство через необходимость. В мире есть вещи случайные и необходимые. То, чего нет, может начать существовать только благодаря тому, что существует необходимо. Если такового нет, то ничего возникнуть не могло. Бесконечности здесь быть не может. Следовательно, должно быть нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чём-то ещё, но являющееся причиной необходимости прочего. Этим может быть только Бог.
  • 4. Доказательство от степеней бытия. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Следовательно, есть некий «критерий» совершенства, красоты, благости. Им может быть только Бог.
  • 5. Доказательство через целевую причину. То, что не может познавать, всё же стремится к некой наилучшей для себя цели. Сами по себе наметить её достижение себе они не могут. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к своей цели. И это может быть только Бог.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее