ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Лекция 1

Основные школы и направления философии древнего Востока

Среди государств древнего Востока философия существовала в Древнем Китае и Древней Индии.

Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Мир един. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разум и справедливость. Небо даёт право на власть земному правителю. Основной критерий Неба при выборе правителя - обладание им дэ - высшей добродетелью. Если правитель утратит дэ, государство постигнут многие несчастья.

Основные школы древнекитайской философии:

  • - Натурфилософы - школа сторонников учения инь и ян;
  • - конфуцианцы - школа служилых людей (жуцзя);
  • - софисты - школа имён (минцзя);
  • - легисты - школа законников (фацзя);
  • - даосисты - школа Дао и Дэ.

Натурфилософы развивали учение о двух противоположных началах: инь - это тёмное, женское начало, ян - светлое, мужское. При этом каждая инь содержит в себе частичку ян, и наоборот. Всё, что существует, состоит из этих начал. Задача философии - найти между ними гармонию.

Конфуцианство. Основатель - Кун-Цзы (латинизированное его имя - Конфуций) (551 - 479 до н.э.). Для конфуцианства характерно: идеализация древности (учение о так называемом «золотом веке»), культ предков, выполнение норм сяо - сыновняя почтительность, уважение старших по возрасту и общественному положению. Государство Конфуций сравнивал с большой семьёй, главой которой является император. Для всеобщего благополучия нужно, чтобы каждый делал то, что ему положено: император властвовал, чиновники управляли, народ подчинялся.

Даосизм. Основатель даосизма - Лао-Цзы (VI - V вв. до н.э.). Даосизм - это учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует во всём, всему даёт форму и имя. Рационально познать Дао невозможно. Смысл жизни человека состоит в следовании естественному ходу вещей и невмешательство в этот ход (принцип у-вэй).

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Важнейшим источником по философии Древней Индии являются Веды. Веды - это сборник священных гимнов, песен, молитв, возникший на рубеже ІІ - І тысячелетий до нашей эры. Философская часть Вед называется Упанишады.

Важнейшие понятия Упанишад. Брахман - высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего сущего и как творческое мировое начало. Атман - субъективное индивидуальное начало. Упанишады утверждают единство Брахмана и Атмана, то есть единство мира и индивидуума, объекта и субъекта. Карма - сумма всех деяний и помыслов того или иного существа, определяющая очередную форму перерождения в сансаре - бесконечной цепи перерождений.

На основе Упанишад сложились ортодоксальные школы древнеиндийской философии: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Все они признают священный авторитет Вед и более подробно и глубоко разрабатывают их отдельные положения.

Позднее сформировались неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Наиболее известные из них - это буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).

Основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама (623 - 524 до н.э.). В процессе углубленного самоанализа он постиг четыре благородные истины и стал Буддой (в переводе - «просветлённый»):

  • 1) Страдания правят миром.
  • 2) Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.
  • 3) Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану (переводится как «угашение желаний»).
  • 4) Существует путь избавления от страданий и достижения нирваны: благородный восьмеричный путь.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >