ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ФИЛОСОФИЯ»

Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества. Если рассматривать философию как науку, то она имеет самый обширный предмет исследования - мир в целом во всём его многообразии. Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека.

Одной из особенностей классической философии (с момента её зарождения примерно до середины XIX века) являлось то, что почти каждый её представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания.

В классической философии выделилось два основных направления: материализм и идеализм.

Материализм - это направление в философии, объясняющее мир, исходя из первичности природы, материи, объективной реальности, существующей независимо от человека. Формы материализма:

  • - стихийный или стихийно-наивный материализм: представления об объективном существовании внешнего мира, не подкреплённые данными наук (пример, взгляды Демокрита);
  • - механистический материализм: попытка объяснить мир, опираясь на законы механики (пример, взгляды французских материалистов XVIII века);
  • - диалектический материализм: рассматривает мир как постоянно движущуюся, развивающуюся систему; в основе развития - борьба противоположных сторон и тенденций (пример, взгляды К. Маркса).

Идеализм - это направление в философии, объясняющее мир, исходя из первичности идеи, духа, сознания. Формы идеализма:

  • - объективный идеализм: в основу мира ставит некий всеобщий дух (пример, взгляды Платона);
  • - субъективный идеализм: в основу мира кладёт сознание человека (пример, взгляды И. Фихте).

Предмет философии постоянно менялся. Европейская философия возникает как онтология - учение о бытии. Первые известные нам философы стремились постичь мир в целом, бытие, понять, что лежит в основе мира, что является первоосновой всех вещей. Начиная с Сократа, предметом размышления мыслителей становится человек. В Новое время на передний план выходят проблемы теории познания. В XIX веке важное место в философии занимают проблемы ценностей и ценностных ориентаций людей, а также вопросы деятельности людей и её специфики.

В современном философском знании нет жёстких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании. Следует отметить, что в постклассической философии происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях философского знания. В ней резко обозначается социально-критическая направленность мышления, связанная с актуализацией проблем противоречивой природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях (аналитическая традиция, герменевтика, постструктурализм и др.).

В экзистенциальной стратегии философствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Иными словами, классическая схема анализа отношения субъекта к объекту, человека к миру заменяется иной философской конструкцией, в которой постулируется неразрывная и изначальная связь человека и мира. Вместе с тем, как бы ни варьировались содержательные акценты современной постклассической философии, каким бы противоречивым и плюралистичным ни выглядел процесс её предметного самоопределения, вполне допустимо заключить, что традиционная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека-в-мире».

Рекомендуемая литература

  • 1. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ - М., 1996. - Вып. 2.
  • 2. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. - М., 1996. - Вып. 2.
  • 3. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. - М., 1995.
  • 4. Вишневский, М.И. Философия: учеб.пособие / М.И. Вишневский. - Минск, 2008.
  • 5. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. - Минск, 2015.
  • 6. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. - М., 1991.
  • 7. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2012.
  • 8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Я.С. Яскевич [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. - Минск: Выш. шк., 2012.
  • 9. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.
  • 10. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2001.
  • 11. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. - Минск, 2007.
  • 12. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии - 1993. - № 8.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >