Лекция 10. Социальная философия

Основные понятия: культура, цивилизация, техника, технология, способ производства, информационное общество, глобализация, идеология, парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая).

Понятие техники и технологии, их роль в жизни общества

Важнейшую сферу социума и человеческой культуры представляют техника и технология. Термин «техника» (греч. и лат techne - искусство, мастерство) - многозначен. Античное понятие techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо.

Понятие техника охватывает: 1) совокупность специальных устройств (приборов, инструментов, орудий, машин, средств передвижения и коммуникации, комплекс инструментов); 2) искусственную среду, созданную в результате человеческого творчества; 3) совокупность человеческих умений, навыков и способностей (техника ремесла, творчества, искусства, пения, живописи, программирования, вождения машины и т. п.).

Техника в первом смысле выступает как средство производства материальных благ и его продукт, как важнейший элемент производительных сил. В технике воплощены, с одной стороны, свойства природных объектов и материальной среды, а с другой - нейрофизиологические, психологические, социальные и культурные особенности человека.

Технику породило противоречие между относительной физической слабостью человека и необходимостью преобразовывать природу соответственно возрастающим и усложняющимся потребностям общества. Человечество сейчас живет в «техносфере», в «технизированных» пространстве и времени.

В истории философии сложились разные трактовки техники и ее роли в человеческой жизни. От Аристотеля пошла идея о нейтральности техники - небольшой области творчества по созданию орудий труда - по отношению к формам бытия человека в культуре, ее асоциальности.

Постепенно возрастание роли техники в общественной практике к Новому времени обусловило формирование в 17-18 вв. особой системы технических знаний (технологии), развитие системы инженерного образования.

Дальнейшая индустриализация, углубление разделения труда, расширение мирового рынка, развитие коммуникаций (транспорт, связь), рост политической нестабильности, противоречивое влияние технического прогресса на общество (безработица, отчуждение) способствовали в 19 в. расширению слоя инженерно-технической интеллигенции, занимающейся исследованием природы техники и ее влияния на социум. Стал складываться комплекс специальных технических наук. Усилилось внимание к технике в обществознании и философии.

В марксизме, например, техника получила статус активного элемента научно-технического прогресса. Экономические эпохи - формации - различаются по уровню производства, качеству техники. Научно-технический прогресс определяет ход истории.

В современной философии существуют концепции «технологического детерминизма» и «антитехницизма». Техницизм предлагает рассматривать технику как объективную реальность, развивающуюся быстрыми темпами по своим законам, и способную изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Технологический детерминизм утверждает, что залог социально-экономического развития - в достижениях техники и технологической системе производства. В динамике общества решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага. Для техницизма характерно стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.

Антитехницизм рассматривает технику как орудие подчинения человека государственной машине, лишения его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Акцентируется внимание на негативных последствиях технического прогресса. Феномен техники антитехницисты объясняют чрезмерной рационализацией мира и считают самой опасной для человека формой детерминизма. В 1930-е гг. О. Шпенглер в книге «Человек и техника» отметил, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение людей, делая их объектом бездуховных манипуляций. По мнению антитехницистов, необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма и задуматься о перспективах социального развития.

Общая философская посылка обеих концепций - признание неразрешимости противоречия между человеком, притязающим на индивидуальность и технологией, уничтожающей свободу и индивидуальность. В обеих концепциях отражается реальное противоречие между человечеством, с одной стороны, и современными техническими средствами - с другой.

Под воздействием современной научной революции расширяется фронт наук, ориентированных на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты и др. На ускорение технического прогресса влияют экономика и организация производства, социальные исследования, производственная эстетика или теория дизайна, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: атомная энергетика, химия синтетических материалов и другие. Наука революционизирует технику, а техника стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые задачи, и обеспечивает ее оборудованием.

Роль техники в жизни общества постоянно возрастает. Технологии вторгаются в естественные природные процессы и изменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды обитания искусственными. К концу ХХ в. созданная человеком техносфера стала сопоставимой с биосферой Земли. Масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.

Под влиянием техногенных факторов и технократического сознания стала разрушаться и гибнуть среда обитания живого на Земле. Экологические проблемы приобрели глобальное измерение. Возникли проблемы выбора направлений развития техники и технологии, необходимости учета экологических и социальных последствий технического развития.

Развитие техники, несмотря на серьезные издержки, стало практическим инструментом экономической политики, обусловило быстрые темпы развития рада стран, способствовали повышению экономической эффективности производства, насыщению рынка товарами, улучшению качества жизни большинства населения, развитию образования и науки.

Таким образом, техника, является не только символом отчуждения, но и приносит многие блага людям, создает условия, позволяющие многократно умножать способности человека. Совершенствование и экологизация технологий со временем способна гуманизировать взаимоотношения социума и природы. Поэтому поступательное развитие общества состоит не в отказе от ценностей научной рациональности и экономической эффективности, а в придании науке и технике человеческого измерения. Гуманизация научно-технического прогресса выдвигается ныне в качестве исторически важной, общепланетарной задачи. Это ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >