Лекция 9. Социальная философия

Основные понятия: социальная философия, социальная реальность, социальная структура, социальные противоречия, эволюция, революция, философия истории, линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса, формационная и цивилизационная парадигмы, цивилизация, информационное общество, политическая власть, государство, гражданское общество, политика, право, идеология.

Понятие социальной реальности и общества; особенности социального познания

Изучением общества занимается социальная философия, выделившаяся в особую науку в первой половине ХIХ в. благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера и др.

Термин «общество» означает общность, союз, сотрудничество. Понятие «общество» по своему содержанию многозначно. В широком смысле общество - это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей.

Общественная жизнь - это социальная реальность, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп, отдельных индивидов.

В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, русское общество начала ХIХ в., белорусское общество ХХ в.). По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности.

Общество - это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности (семейные, профессиональные, территориальные и т.п.). Основные характеристики общества: 1) системность; 2) динамизм; 3) целостность.

В философии сложились разные подходы к анализу социальной реальности. Можно выделить исследовательские программы: социологическую, натуралистическую, культурно-историческую (культур-центристскую), психологическую и социопсихологическую, программы классического и постклассического марксизма, программу социального действия М. Вебера, модель структурного функционализма (Т. Парсонс), конфликтную модель общества (по Р. Дарендорфу, Е. Бабосову) и др.

Натуралистическая программа рассматривает общество по аналогии с природой и ориентирована на методологию естественных наук. Решающими факторами развития общества названы географический фактор (Ш. Монтескье, русские евразийцы Г.В. Флоровкий, Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой об общности культур и исторических судеб славян), природно-национальные (Л. Гумилев, А. Чижевский, космисты), биологические закономерности (Г. Спенсер) и т.п.

Культур-центристская программа (И. Кант, Г. Гегель, В. Дильтей, Г. Риккерт, К.Н. Леонтьев, С.Л. Франк, П. Сорокин и др.) исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и разной методологии исследования. Общественная жизнь по-преимуществу духовна (Франк), социальные науки должны не объяснять, а понимать процессы общественной жизни (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Важно учитывать символический характер социальных взаимодействий (П. Сорокин). В эту программу можно включить «морфологию культуры» О. Шпенглера, теории «локальных цивилизаций» (А. Тойнби), «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского и др.

В рамках психологической и социально-психологической исследовательских программ социальная жизнь объясняется исходя из индивидуальных психологических (бессознательное, З. Фрейд) или социально-психологических (коллективное бессознательное, К.Г. Юнг) факторов.

Социологическая программа возникла в первой половине 19 в. в результате становления социологии О. Конта, стремившегося создать позитивную социальную физику. В ней общество рассматривается как особая надиндивидуальная социальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов. Природа этих законов определяется спецификой экономической деятельности, (К. Маркс), особенностями функционирования социальных подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньгами, властью, влиянием, ценностями (Т. Парсонс), природой социального действия (М. Вебер) или коммуникативного действия (Ю. Хабермас).

С точки зрения марксизма, основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Тип собственности создает социальную структуру отношений и общения между различными группами людей - «гражданское общество». Эта структура упорядочивается и управляется государством. Порядок жизни, задаваемый основными социально-экономическими и политическими отношениями, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, философских представлениях, обычаях, законах и установках.

В системном подходе к изучению общества, предложенном американским социологом и политологом Д. Истоном, общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами).

Системный подход дополняется функциональным подходом, сформулированным Т. Парсонсом (1902-1979). В нем общество также рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды, но, кроме того, исследуется структура общества исходя из функций, которые выполняют те или иные его подсистемы. Экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей людей Она включает в себя производство, распределение товаров и услуг, а также предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капитала и т.п., т.е. то, что позволяет удовлетворять жизненно важные потребности людей.

Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, управления, обеспечения социального порядка, защиты внешних границ и т. д. Она включает в себя политическое устройство общества, режим власти, правовые отношения, тип социально-политического взаимодействия в обществе (между индивидами, группами, правящей партией и оппозиционной), аппарат управления, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство. Основная задача государства сводится к обеспечению социального порядка в обществе, законности, защиты внешних границ и суверенитета государства и т.д.

Система культуры или социализации/культуры представляет собой духовную сферу общества, которая обеспечивает включение человека в общество, развитие науки, преемственность ценностей и норм общества. Осуществляется это посредством школ, университетов, музеев, театров, памятников культуры и т.п. Мораль и религия выступают основой духовной жизни общества.

Функцию интеграции реализует социальная подсистема, включающая всё население, организации и учреждения, отвечающие за его благосостояние (здравоохранение, общественное питание, коммуникации и т.п.). Все подсистемы связаны между собой и влияют друг на друга. Экономика выполняет функцию добывания средств существования. Политическая подсистема выполняет роль управленческой надстройки общества. Социальная подсистема, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между группами населения интегрирует общество в единое целое. Например, если экономика не выполняет своих задач, возникает социальная напряженность. А социальные проблемы могут вызвать политический кризис, проблемы государственного масштаба.

В структурно-функциональном подходе (Б.К. Малиновский и А.Р. Радклифф-Браун) ставится акцент на равновесие в общественном развитии. Но в реальной жизни общества имеют место нарушение стабильности, социальные конфликты. Поэтому в современной социологии сложилась и конфликтная модель общества, в которой определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Подавление конфликта (по Р. Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуляция - к контролируемой эволюции.

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития неизбежно приводят к расслоению социума на группы с различающимися, иногда антагонистичными интересами. Дифференциация общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов.

Итак, общество - это особая социальную реальность, которая функционирует по своим законам и отличается спецификой исследования.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >