Функции науки в современном обществе

В настоящее время наука пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними. Современная наука выполняет важные функции в обществе: традиционные объяснительную, познавательную, культурно-мировоззренческую, образовательную функции, а так же социально преобразовательную, прогностическую функции, усиливающуюся функцию непосредственной производительной силы общества.

Наука является важной частью отношений людей. Особенно велика роль науки в образовании, так как содержание и направленность образования обусловливают научная картина мира, достижения и методы различных научных дисциплин. Наука является основой профессиональной подготовки специалистов, способных решать разные проблемы производственной и общественной жизни. Совершенствование образования и науки, расширение наукоемких технологий способствует развитию народов.

М. Вебер считал, что наука разрабатывает, во-первых, «технику овладения жизнью», во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т. е. наука служит школой мышления.

Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Достижения и методы науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные и политические институты, систему культурно-мировоззренческих установок определяет развитие общества. Большое значение наука имеет в становлении современной экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики знаний. В решении этих проблем объединяются функции науки как системы знаний, как деятельности и как социального института.

Важной функцией науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. По своей сущности наука, отмечал Н. А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. И.П. Павлов также утверждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. В настоящее время значительно возросла зависимость перспектив существования человека на Земле от научных прогнозов природных и социальных процессов.

В условиях современного экологического кризиса наука ведет поиск путей решения экологических проблем, рационального использования природных ресурсов, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также исследует возможности и предлагает рекомендации гармоничного устойчивого (коэволюционного) взаимодействия общества и природы.

Характерная черта современной жизни -- усиление взаимодействия науки, техники и производства. В наш информационный век наука часто обгоняет развитие техники, становится ведущей силой материального производства и прогресса прогресса. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, непосредственной производительной силой общества. Благодаря более мощным средствам научных исследований и «социальным заказам» на научные разработки стало возможным изучение более сложных объектов, которые представляют собой уникальные исторически развивающиеся системы, включающие в себя человека. Их изучение ведётся в рамках комплексных программ, которые сводят в единую систему теоретические и экспериментальные, прикладные и фундаментальные исследования. При этом вступают во взаимодействие картины мира, формирующиеся в разных науках. При комплексных, междисциплинарных исследованиях науке становится по силам познание таких системных свойств сложных объектов, которые при узко-дисциплинарном подходе могут быть вообще не обнаружены.

Возрастание роли науки в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке -- сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма (от латинского scientia -- наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью одной науки можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.

В противоположность сциентизму возник антисциентизм -- философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике: науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру.

Обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль и в современном мире. Нельзя слишком абсолютизировать науку. Нельзя и недооценивать, а тем более отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, видеть противоречия в процессе ее развития.

В развитии науки наблюдаются противоречия. Исследования, проводимые на переднем крае науки, слабо популяризируются, поскольку высокие абстракции и терминалогия недоступны для обыденного сознания широкой публики. В итоге распространяется вненаучное знание (оккультизм, магия, астрология, парапсихология, мистика и т.п.), заполняя вакуум в духовных поисках людей. Известный ученый-постпозитивист Пол Фейерабенд, уважая «большую науку», тем не менее, рекомендует «поставить науку на ее место» как интересную, но не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков.

Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной силой, опасно абсолютизировать ее роль в обществе. В современной науке особую остроту обрели этические вопросы, проблемы социальной ответственности ученых, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученых с обществом.

Итак, наука играет определяющую роль в развитии общества, проникая все сферы жизни, обусловливая прогресс человечества и многие угрозы ему. Поэтому необходимо плодотворное сотрудничество между наукой и иными формами мировоззрениями в интересах всей культуры в целом.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >