Структура познавательного процесса, субъекта и объекта познания

В структуре познавательного процесса выделяются два основных уровня - чувственный и рациональный. На уровне чувственного познания происходит отражение внешнего мира посредством в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта познающего субъекта, обладающего органами чувств и развитой нервной системой, с объектами реальной действительности.

На рациональной ступени основным инструментом познания становится мышление (разум). Рациональное познание наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира. Это обеспечивает раскрытие закономерных связей мира и их фиксацию на языке понятий и категорий.

Чувственное познание служит фундаментом знания. В структуре чувственности выделяют три взаимосвязанных компонента: ощущения, восприятия и представления. В ощущениях органы чувств отражают отдельные свойства вещей (цвет, звук, запах и т. д.). Восприятие - это более сложная форма чувственного отражения, основанная на синтезе ощущений и поэтому способная отразить предмет в целом (дерево, стол, человек и т.д.). Представление дает наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представления непосредственно предшествуют рациональному уровню, в них закладывается возможность перехода к логическим формам мышления.

Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении, которому в рациональном познании принадлежит ведущая роль. Оно позволяет не только созерцать предметы внешнего мира, их свойства, признаки, но и целенаправленно, опосредованно и обобщенно вскрывать связь воспринимаемых предметов, их сущность и закономерное развитие.

Традиционно выделяются два основных уровня мыслительной деятельности - рассудок и разум. Рассудок оперирует информацией в пределах шаблона, что позволяет систематизировать факты, строить мысли, ориентироваться в жизни на основе элементарных знаний.

Разум - это творческое начало в мышлении, способность выходить за пределы данного и генерировать новые идеи. Рациональное познание постигает вещи в их сущности, взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяя многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления законов, коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятия отражают существенные стороны, свойства и признаки, общие закономерности, связи предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов («молекула», «человек») или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов («элементарные частицы», «общественные отношения»).

Суждение -- это форма мышления, выраженная посредством высказывания (предложения), в котором фиксируются свойства и признаки предметов, соотношение всеобщего, особенного и единичного. Суждение может быть истинным или ложным («трава зеленая», «доска деревянная», «солнце вращается вокруг земли» и т. д.).

Умозаключение - форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких суждений получается новое суждение. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других.

Анализ структуры познавательного процесса в философии Нового времени привел к появлению разных позиций в вопросе об основе познания - эмпиризма, сенсуализма и рационализма.

Эмпирики Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли считали опыт (эмпирию) основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводили к комбинированию и обобщению чувственных данных.

Сенсуализм преувеличивал роль чувственного познания, поскольку то, что недоступно чувствам, недостижимо для ума. Классическую форму он приобрел в философии Нового времени, начиная с Д. Локка. Материалистический сенсуализм представлен Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием, идеалистический - Д. Беркли, Д. Юмом.

Рационализм абсолютизировал рациональное мышление, признавая разум главным источником знания, и недооценивая познавательную роль чувств, способных постигать лишь случайное и частное. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.), опираясь, прежде всего на успехи математики, доказывали, что всеобщие истины не вытекают непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

Анализ структуры познавательного процесса еще в философии Нового времени привел к появлению разных позиций в вопросе об основе познания - эмпиризма, сенсуализма и рационализма.

Эмпирики Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли считали опыт (эмпирию) основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводили к комбинированию и обобщению чувственных данных.

Сенсуализм преувеличивал роль чувственного познания, поскольку то, что недоступно чувствам, недостижимо для ума. Классическую форму он приобрел в философии Нового времени, начиная с Д. Локка. Материалистический сенсуализм представлен Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием, идеалистический - Д. Беркли, Д. Юмом.

Рационализм абсолютизировал рациональное мышление, признавая разум главным источником знания, и недооценивая познавательную роль чувств, способных постигать лишь случайное и частное. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.), опираясь, прежде всего на успехи математики, доказывали, что всеобщие истины не вытекают непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Как считал Кант, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Знание есть синтез чувственного восприятия и рационального анализа. Категория практики - ключевая в объяснении процесса познания, она - основа, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания. Практика ставит перед познающим субъектом определенные проблемы и ведет к новым открытиям.

Познание происходит в виде взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Вещи, процессы, явления, на которые направлена познавательная активность людей - это объекты познания. Субъект же познания - это тот, кто познает, т.е. человек (студент, например) или даже группа людей - ученых, например.

И. Кант считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов разума и его границ. Субъект определяет способ познания. Кант осуществил гноселогический переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам. Подчеркивание Кантом активной роли субъекта в познании явилось предпосылкой исторического подхода к миру.

Субъективный идеализм абсолютизировал познающий субъект и рассматривал объект как нечто производное от субъективной деятельности (например, у Р. Авенариуса: «без субъекта нет объекта»). Метафизический материализм, напротив, выступал за устранение субъективного из познания. С точки зрения диалектического материализма форма знания всегда субъективна, содержание знаний - объективно, а в целом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта.

Согласно принципу объективности, объект познания существует до и независимо от субъекта познания. Вещи и явления нужно изучать такими, каковы они есть. Не должно выдавать желаемое за действительное, например, подгонять результаты эксперимента под принятую теорию, конъюнктурно учитывать одни факты социальной реальности и игнорировать другие. При субъективном подходе к познанию объективная действительность искажается.

Вместе с тем субъективную познавательную активность человека нельзя понимать лишь отрицательно. М. Полани разработал концепцию личностного знания, согласно которой в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, поэтому знания не могут быть деперсонифицированы. Интересы, пристрастия, цели людей (ученых) нельзя отделить от достигнутого ими знания.

Объект познания существует независимо от субъекта. Но личная познавательная активность человека также важна. Знание о действительности мы приобретаем в той мере, в какой заинтересованы в истине и насколько правильно выбрали методы и средства познания.

Таким образом, познание носит субъективно-объективный характер. В структуре познавательного процесса выделяются чувственный и рациональный уровни. Синтез чувственности и рассудка позволяет более полно постичь объективную реальность.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >