Лекция 7. Теория познания и философия науки

Основные понятия: гносеология, знание, познание, агностицизм, субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, субъект-объектная оппозиция в теории познания, истина, релятивизм, эмпирический и теоретический уровни познания, творчество.

Специфика познавательного отношения человека к миру

Сущностной чертой человека и важным элементом всей системы его отношений к миру является стремление к знанию. Знание - это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Познание - это форма духовно-практической деятельности человека, которая направлена на формирование достоверных знаний о мире.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, отражающихся в культуре. Развитие познания необходимо рассматривать в соотношении с развитием человеческой культуры. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, философское и научное познание.

Самая древняя форма познания - мифологическая, связана со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание - получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло и эволюционирует в сторону усложнения научное познание.

Теория познания или гносеология (от греч. слов «знание» и «учение») - это древнейший раздел философии, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания.

Уже в античной философии были сформулированы важнейшие идеи гносеологии, которые определили последующее развитие философских учений о познании. Платоном была заложена идея активности разума и творческой природы познания. Она позднее была развита в немецкой классической философии. Аристотелем была разработана идея о соответствии человеческих знаний миру природных вещей, корреспондентная концепция истины.

Основной проблемой гносеологии является обоснование вопроса о познаваемости мира и познавательной деятельности человека. В зависимости от его решения в классической философии сложились три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.

В рамках гностицизма утверждается, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и нет принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Так считали мыслители Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Гносеологический пессимизм, выражает сомнение в познаваемости мира. Но он плодотворен с точки зрения гносеологии, поскольку именно философы, придерживавшиеся этой позиции, внесли много ценного в исследование специфики познания и познавательных способностей. В русле познавательного пессимизма выделяются скептицизм и агностицизм.

Скептицизм (от греч. skeptikos - исследующий) - философская позиция, выдвигающая сомнение в достижимости абсолютно истинного знания о действительности в качестве основного принципа теоретического мышления. Истоки этой позиции в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), призывавшем воздерживаться от окончательных суждений, поскольку человек может достичь лишь правдоподобного знания.

В дальнейшем скептицизм выступал в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любые знания и опыт. М. Монтень (XVI в.) подверг сомнению средневековую схоластику. По мнению Р. Декарта, для познания причин и следствий явлений, необходимо предварительно усомниться во всем наличном существовании. Сомнение, по представлению Ф. Бэкона, способно оградить размышление от догматизма ненаучных наслоений. И. Кант «догматической» философии противопоставил критицизм - «Критику чистого разума», «Критику практического разума» и «Критику способности суждения». Через опровержение одних предположений возможно доказательство истинности других. У К. Маркса любимым девизом было «Подвергай все сомнению». В науке невозможно достичь нового, избегая сомнений. Любая теория включает в себя идею здорового скептицизма, являющегося «прививкой от догматизма» и неотъемлемой составляющей научного похода к миру.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - философская позиция, отрицающая возможность установить однозначное соответствие между знаниями о реальности и самой реальностью. Мир бесконечен и сложен для человеческого понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки. Представления разных людей о реальности не одинаковы и субъективны.

Шотландский философ Д. Юм (1711-1778), исходя из того, что в познании мы, по сути, имеем дело не с реальностью, но лишь с данными чувственного опыта, пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные свойства вещей, в то время как их сущность остается для нас недоступной. Подвергалось сомнению само существование материальных предметов, порождающих чувственные восприятия.

И. Кант считал «вещи в себе» (реальность) принципиально непознаваемыми, поскольку, то, что мы воспринимаем как предмет представляет собой мыслительный конструкт, возникающий в результате сложной работы сознания.

Агностицизм выражен в «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, согласно которой знание есть не зеркальный образ, а символ реальности, не похожий на неё. В конвенционализме А. Пуанкаре в основе научных теорий лежат соглашения между учеными, принимаемые из соображений удобства.

Современная гносеология, по-преимуществу, стоит на позициях гностицизма, исходя из принципов диалектики и историзма, требующих подходить к познанию 1) с точки зрения развития явлений; 2) практики, позволяющей проверить и оценить результаты познания; 3) объективности существования предметов и явлений независимо от нашей воли и сознания; 4) активности творческого отображения действительности; конкретности истины.

Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность человеческого познания обусловлена тем, что оно всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных вызывает несоответствие прежних теорий новым потребностям. Это ведет к уточнению научных теорий или замене их новыми, более соответствующими данным науки и практики.

Итак, познание - это специфически человеческая черта. Развитие познания определяется потребностями человеческого общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создаёт фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире.

В гносеологии сложились разные версии о познаваемости мира: гностицизм (мир принципиально познаваем), скептицизм (познание сути вещей ограничено) и агностицизм (мир принципиально не познаваем).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >