Лекция 6. Философская антропология

Основные понятия: антропология, биосоциальная природа человека, деятельность, коммуникация, практика, праксиология, социализация, субъектвность, сознание, индивидуальное и общественное сознание, отражение, мышление, знания, интеллект, эмоции, память, воля, воображение, самосознание, бессознательное, социокультурная размерность сознания, чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой, рационально-дискурсивный уровни сознания.

Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования

Философская антропология как особая наука сформировалась в ХХ в., но философская рефлексия о человеке уходит в глубокую древность.

В философии сложились разные концепции природы и сущности человека: философско-религиозная, натурализаторская, рационалистическая, биологизаторская, социологизаторская, экзистенциально-персоналистские, символическая, а также религиозно-креационистская, трудовая, игровая, эволюционистская, уфологическая версии антропосоциогенеза.

В классической триадичной модели человека фундаментальными измерениями человека выступают тело, душа и дух. Тело изначально представляет связь человека как биологического вида и природы как его материальной основы. Душа - это нравственно-психологическая сущность, индивидуальное начало человека, определяющее его волю и характер, его судьбу, ответственность за жизненный выбор. Это особая жизненная энергия тела, соотносимая с Богом, Космосом, Мировой душой, абсолютом. В понятии духа фиксируются всеобщие характеристики человека.

В рамках религиозно-мифологического мировоззрения сложилась креационистская версия происхождения человека в результате акта творения человека Богом по божьему образу и подобию. Человек признается наиболее совершенным созданием Бога на Земле - «венцом творения», носителем божественных заповедей, обладающим бессмертной душой и свободной волей.

Истоки натурализаторской и естественно-эволюционной концепций генезиса и сущности человека уходят в античные учения Демокрита и Лукреция Кара, которые исследовали природные основы человека и объективные закономерности природной и социальной эволюции человечества.

В древней мифологии и философии человек истолковывался как микрокосмос и своеобразный ключ к разгадке тайн универсума, макрокосмоса. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Платон и Аристотель охарактеризовали человека как общественное животное, наделенное разумной и бессмертной душой, которая после смерти тела сливается с абсолютной идеей или вселенским разумом.

В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога. Человеческая природа представлялась трагически расколотой из-за грехопадения первых людей. Человек владеет божественным даром - свободной волей и одновременно находится в рабстве у своих страстей и полностью зависит от божественного милосердия.

Эпоха Возрождения (А. Данте, Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Э. Роттердамский и др.) положила начало гуманизму, оправданию земной жизни человека, утверждению его свободы, достоинства, могущества разума.

В новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Субъективность, выраженная в формуле Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую», была признана достовернейшей реальностью и критерием всего сущего. Блез Паскаль (1623-1662) подчеркивал связь разума с нравственностью. Было положено начало «деятельностной парадигме» человека и оформилась рационалистическая концепции сущности человека.

В рационалистической концепции (Декарт, Паскаль и др.) основной особенностью человека является наличие у него разума, сознания. Разум наделяет человека способностью постигать глубинные связи и законы бытия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум позволяет человеку преодолевать естественно-природную ограниченность. Например, И. Кант определил человека как существо, действующее не столько в силу инстинктов, сколько в соответствии со свободным разумом и моральным законом. Г. Гегель подчеркнул духовную самоактивность человеческого разума, заданность его высшей целью, а также историзм в становлении мира, где активный духом человек выступает в качестве творческого преобразующего начала.

Философы нового времени акцентировали внимание на раскрытии природных основ человека. Оформилась натурализаторская концепция, трактовавшая человека как «одаренное разумом животное», физические и духовные способности которого (разумность, стремление к счастью, справедливости, добродетели) могут реализоваться в обществе и государстве. Французские материалисты XVIII в., стремясь преодолеть противопоставление тела и духа, допускали при этом механицистские упрощения. Например, Гольбах утверждал, что наши души подчинены тем же физическим законам, что и материальные тела, фаталистски отрицал свободу воли в действиях людей.

В натурализаторской концепции человек рассматривается как элемент природы, подчиненный ее законам. В трактовке человека преобладал механицизм. В основе натурализаторской модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее понимания:

  • 1. Человек - существо, определяемое естественными потребностями питания, роста, продолжения рода, власти и т.д. (Демокрит, Эпикур, Макиавелли, Бэкон, Гоббс, Юм, Спенсер, Фейербах, Дарвин, Фрейд). Человеческий разум рассматривается как продукт естественного развития животных инстинктов, как эволюционное достижение.
  • 2. Человек - животное, «заболевшее духом» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Разум человека представлен как результат длительного выключения базисных человеческих способностей и отрицания воли к жизни, что привело в конечном итоге к деградации человечества как биологического вида.

По мнению Л. Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, поскольку человек существо не абстрактное, а природное и духовное, мужского или женского рода. Человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви - основе человеческого рода.

Механицистскую трактовку в понимании человека пытались преодолеть представители классической немецкой философии. Г. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность через социализацию (семью, собственность, государство, право и т.д.). И. Кант, рассматривая проблему автономности человека в работе «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773), ввел термин философская антропология и положил начало этой науке (о природе и сущности человека). По Канту, человек - двойственное по своей природе существо, принадлежащее и к миру природной необходимости и к сфере нравственной свободы.

Становление эволюционной концепции связано с осмыслением проблемы антропогенеза в биологии и учением Ч. Дарвина, выдвинувшего в 1871 г. в трудах (Происхождение человека и половой отбор) о происхождении видов путем естественного отбора гипотезу об эволюционном развитии человека от обезьяноподобного предка.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею обусловленности человека объективной природной и социальной реальностью. Они в рамках эволюционной концепции выдвинули трудовую теорию антропогенеза. Ф Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) обосновал значение труда для формирования нового уровня психического отражения реальности, социальной организации, индивидуальных различий и культуры.

Так получили развитие биологизаторская (абсолютизирующая роль природного, биологического начала в человеке) и социологизаторская (рассматривающая человека как порождение социальных отношений) стратегии осмысления природы человека.

К наиболее влиятельным биологизаторским концепциям относятся:

  • 1) расизм, исходящий из тезиса о том, что физические и духовные задатки человека определяются его расовой принадлежностью;
  • 2) социал-дарвинизм, рассматривающий общественную жизнь в качестве арены борьбы за существование между индивидами, в которой успеха добиваются наиболее приспособленные;
  • 3) социобиология Э.О. Уилсона, ориентированная на изучение биологических основ социальности человека; создание нового подхода к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма; анализ возможностей и границ применения аналогий между поведением человека и животных.

В социологизаторских моделях человека социальное доминирует над природным. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» человеческую сущность определял как совокупность всех общественных отношений. С точки зрения марксизма, труд, мышление и речь сформировали человека, для которого характерно преодоление природного и развитие нормативно-преемственного, ценностного поведения (культура). Общественные отношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людей социальные качества, которые надстраивались над их инстинктами и существенно их модифицировали.

С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и развитие человечества пошло по линии совершенствования социальных отношений.

Трудовая гипотеза происхождения человека в современной философии существенно подкорректирована. Так, причинами выделения человека из животного мира называют мутации, вызванные либо излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями полюсов геомагнитного поля, либо тепловым стрессом. Человек в науке рассматривается не только как высшая ступень эволюции, но и как тупиковая ее ветвь, природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи.

Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека. «Парадокс человека», по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, через развитие сознания, психики, разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность и т. д.), лишь завуалированное морфологией. Американец Л. Мэмфорд обратил внимание на то, что вовлечение в производство моторно-сенсорных координаций не требовало особой остроты мысли. У многих насекомых, птиц, млекопитающих есть свои «технические достижения»: например, сложные гнезда, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные муравейники и пр. Значит, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум, самосовершенствующимся животным.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >