Понятие природы; естественная и искусственная природа

Природа - важнейшее понятие философии и культуры, имеющее широкий спектр значений. Оно охватывает всё объективно существующее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. Категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Космос». Под природой в узком смысле слова понимается естественная среда обитания человека, гео- и биосфера, обусловливающие саму жизнь человечества, а также искусственно создаваемая разумом сфера бытия - ноосфера.

Философия, осмысливая исторические модели взаимодействия общества и природы, образы природы, формирует идеи гармонизации отношений человека и природы. Образ природы - это совокупность основных представлений о природе, дающих ее описание, объяснение, оценку, а также позволяющих осмыслить способы освоения и преобразования природной среды. Образ природы хранится в культуре и является своеобразной матрицей, кодирующей знания о природе и тип отношения общества к ней.

На разных этапах развития общества в культуре доминировали образы Природы, построенные на основе различных моделей взаимодействия человека и природы. Исторически первым является мифологический образ природы. Преобладающим принципом мифологической модели был приоритет природы над человеком. Человек являлся органической частью природного мира, а природе приписывались антропосоциальные черты.

В период Античности сформировались два образа природы: один на уровне обыденного сознания, носящий утилитарно-прагматический характер; второй образ природы - натурфилософский, рассматривающий природу как высшее совершенство, эталон организации, силу, превосходящую человека. В Средние века природа ассоциировалась с книгой, по которой человек - венец творения - познает мир и Бога. Идея первенства человека в иерархии тварного мира положила начало процессу присвоения человеком права господствовать над природой. Эпоха Возрождения, рассматривая Природу как воплощение совершенства, тем не менее, утверждала идею антропоцентризма.

В европейской культуре Нового времени (XVI-XVII вв.) зародилась научно-технологическая модель взаимодействия, основанная на идее власти человека над природой. Природа стала объектом естествознания, рассматривалась механистически и потребительски. Возник «природоборческий антропоцентризм», который задал ориентиры деятельности в техногенной цивилизации.

Во II пол. XIX в. стало очевидным, что новые научные открытия не согласуются с механистической картиной природы. Утвердилась эволюционная концепция, в которой была обоснована идея взаимосвязанного развития неживой (в геологии) и живой (в биологии) природы. Возникли идеи взаимозависимости человека и природы, обусловившие развитие диалогической модели взаимоотношений человека и природы (космизм, учение о ноосфере).

В ХХ в. наука пришла к выводам, что для построения целостного образа природы, эволюционная стратегия должна быть дополнена коэволюционной, предполагающей изучение совместного развития эволюционирующих систем неживой, живой и искусственной природы, образующих сложную и противоречивую целостность, в которой они сосуществуют, трансформируются, благодаря чему способны сохранять свою автономию и возможность воспроизводства (глобальный эволюционизм, концепция устойчивого развития).

Природа - необходимая предпосылка возникновения и условие существования человека. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. А.Л. Чижевский указывал на зависимость различных видов творческой деятельности человека от циклов солнечной активности. Л.Н. Гумилев развитие этносов объяснял влиянием космического энергетического толчка. Он исследовал движение этносов, исходя из единства этнолого-географического, исторического и биоэнергетического подходов. Природные циклы (время суток, года) определяют ритм жизнедеятельности и характер труда людей. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны замедлять развитие общества.

Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. П.Н. Милюков показал, что условия месторазвития, природно-климатический фактор влияют на культурно-исторический процесс. Природные условия порождают различные по характеру культуры. Современная философия утверждает, что природа и культура «пронизывают» друг друга, а их гармоничный синтез и есть цивилизация.

Антропогенное влияние (человеческий фактор), в свою очередь, способно изменять развитие природы. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы - высшего этапа развития природы. Ноосфера есть результат совместной эволюции общества и природы, направляемой человеческим разумом. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Если в древности человек зависел от природы, страдал от стихийных явлений, то с развитием техногенной цивилизации, человечество получало все больше возможностей воздействовать на природу в своих интересах. Потребительское отношение к природе в условиях капитализма, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме в СССР привели к экологическому кризису, обострению глобальных проблем в системе человек-общество-природа.

Глобальные проблемы - это совокупность социальных, природных и социокультурных проблем, от решения которых зависит прогрессивное развитие и сохранение цивилизации. Их разрешение возможно только в результате объединенных усилий всего человечества.

Обострение современных экологических проблем является результатом бесконтрольного вмешательства человека в развитие природы. Возникло противоречие между безграничными потребностями общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, недостатком ресурсов, исчезновением многих видов животных и растений, ставят человечество перед угрозой экологической катастрофы и требуют гуманистических стратегий в отношении человечества к природе.

Сложилось несколько концепций преодоления глобальных проблем. Концепция технократического оптимизма (Фурастье, Наваки) объясняет экологические трудности низким уровнем НТР, несовершенством технологий, и видит выход из кризиса в дальнейшем прогрессе науки и техники, но без изменений в общественном, экономическом плане. Однако, дальнейшее развитие технологий способствует загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов, провоцирует техногенные катастрофы.

Вторая идея высказана еще Ж.-Ж. Руссо, призывавшим вернуться «назад к природе». Например, Форрестер и другие члены «Римского клуба» предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Это означает отказ от достигнутого уровня развития производительных сил.

Третий вариант - идея коэволюции, т. е. согласованного развития природы и человечества. Коэволюционный императив требует соизмерять потребности человечества с реальными возможностями биосферы, сопоставлять цели, средства и последствия применения научно-технической мощи к природе, запрещать виды производства, которые вызывают необратимые изменения биосферы, и несут угрозу жизни. Коэволюционизм - наиболее реалистическая и здравая стратегия преодоления полярности между природой и обществом, она созвучна концепции динамического равновесия, устойчивого развития человечества.

Коэволюционизм является идеологией сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества. Еще В. И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответствен за сохранение жизни. Идея космического генезиса человека и общества плодотворна. Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. В синергетике человек рассматривается как фактор эволюции Вселенной, а последняя как бы устроена для того, чтобы человек мог ее осмыслить и освоить. В условиях превращения человеческой деятельности в глобальную геологическую силу именно разум должен обеспечить перспективы земной цивилизации.

Философия активно участвует в разработке стратегии разрешения глобальных проблем современности посредством формирования новой экологической культуры и мировоззрения, основывающего на принципе ответственности человека за природу. Наиболее перспективный путь человеческой цивилизации - это устойчивое, согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >