Лекция 5. Философия бытия

Основные понятия: бытие, материя, субстанция, система, структура, элемент, время, развитие, прогресс, регресс, эволюция, коэволюция, метафизика, диалектика, эволюционизм, микрокосм, макрокосм, макромир, мегамир, микромир, материализм, природа, среда обитания, техносфера, биосфера, ноосфера, экология, глобальные проблемы.

Диалектика как философская теория развития

Диалектика старейшая философская теория развития. Первая идея диалектики принадлежит Гераклиту, утверждавшему о постоянном изменении и взаимосвязи всего сущего.

Понятие «диалектика» (переводится с греческого как «искусство вести беседу») впервые применил Сократ, назвав так свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных, суждений. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил, что цель знания - истина, а диалектика есть искусство различать истину и ложь. В Новое время диалектика обогатилась идеей исторического развития, выдвинутой Ф. Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. Гегель заложил основы диалектической теории развития. Он разработал понятийный аппарат диалектики и создал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма. Им выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.

Материалистическая диалектика представлена в «Капитале» К. Маркса, в работах Ф. Энгельса («Анти-Дюринге», «Диалектике природы»). Диалектика рассматривается в марксизме в двух взаимосвязанных формах -- объективной и субъективной. Объективная диалектика выражает развитие и связи бытия, а субъективная - диалектическое мышление, отражающее мир, бытие в сознании познающего субъекта (логика и гносеология).

Философская концепция диалектики включает в себя принципы, законы и категории, которые отражают развитие и связи реального мира.

Принципы (основы) - это теоретические положения, отражающие существенные черты действительности, фундаментальные основания бытия и познания. Основой диалектики являются принципы развития, всеобщей связи, детерминизма (причинности), системности, историзма. Содержание принципов раскрывается в системе законов и категорий диалектики.

Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимые, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Важнейшими являются три закона диалектики - 1) взаимного перехода количественных и качественных изменений, 2) единства и борьбы противоположностей, 3) отрицания отрицания.

Диалектические закономерности проявляются в категориальных связях. Категории диалектики, с одной стороны, показывают внутренние логические формы сознания, а с другой - в них отражаются наиболее общие и существенные свойства и отношения реальной действительности.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития, показывает, как осуществляются связи, изменения объекта, нарушающие его меру (норму качества и количества) и вызывающие переход явления в новое качество. Действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

Качество - философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом, и с изменением которой он превращается в нечто иное. Количество - категория, которая характеризует темпы, степень развития, интенсивность процессов, измеримые математическими средствами. В процессе развития количественные изменения переходят в качественные различия (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений. Мера - это предел, в котором сохраняется качественная определенность предмета. Мера - количественные границы существования данного качества.

Закон единства и борьбы (или - в новейшей интерпретации - взаимодействия) противоположностей показывает, что источником развития явлений (природных, социальных и духовных объектов) служат их внутренние противоречия. Закон раскрывается через категории противоположность, противоречие, тождество, различие, взаимодействие в сложных системах.

Противоречивое отношение между разными явлениями, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей. Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория тождество. Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей.

Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости черт старого. Основополагающей для данного закона является категория отрицания. Диалектическое отрицание носит всеобщий характер. Внутренняя противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому. Так, живая природа прошла длительный путь восходящего развития от простейших форм жизни до человека. В истории общества каждый новый социальный строй, отрицая старый, основывается на материальных и духовных достижениях предыдущей эпохи.

Наряду с принципами и законами, диалектика имеет категории, позволяющие выявить целостность, структурную организованность бытия, основные типы детерминации различных явлений, их взаимосвязь: единичное -- особенное - общее, единичное - многое; часть - целое; система, структура, элемент, форма и содержание.

Единичное - философская категория, выражающая своеобразие именно данного явления в отличие от других. Общее - категория, отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, общие признаки, присущие единичным явлениям или всем предметам данного класса (деревья, цветы). Общее неотрывно от единичного, а их синтез составляет особенное, характеризующее связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга (берёза, ромашка).

Категории часть - целое выражают отношения и связи предметов, системность, структурность явлений. Часть - элемент целого, а элемент - это далее неразложимый компонент объекта. Целое - это сочетание частей объекта. Это система, состоящая из элементов и имеющая свою структуру. Например, наука является системой знаний. Система -- общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, образующих определенную целостность, имеющую структуру и организацию. Так, структура экономической системы включает производственную, финансовую, торговую подсистемы.

Понятия форма и содержание позволяют осмысливать организацию бытия. Форма выражает упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Содержание - категория, обозначающая совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий, определяющих сущность предмета, явления, процесса.

У содержания преобладает тенденция к изменению, у формы - к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняет организующую функцию. При развитии содержания происходит или ломка старой формы, или перерождение, приспособление ее к новому содержанию.

Категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия - это причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

Причина - философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, событие, процесс, называемое следствием. Следствие - категория, описывающая явление, порожденное или измененное, результат действия причины.

Необходимость означает явление, однозначно предопределенное, предсказуемое на основе знания внутренних закономерных связей. Необходимость - это то, чего не может не быть. Случайность характеризует внешние, несущественные, единичные связи действительности, побочные возможности развития явления. Синергетический подход допускает, что случайность - это такая связь причины и следствия, при которой допускается возможность реализации любого из множества возможных следствий.

Возможность - философская категория, выражающая совокупность предпосылок, которые при определенных условиях могут стать реальным бытием. Это тенденция, зародыш будущего. Действительность охватывает весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание). Действительность - это то, что в своем развитии раскрывается как необходимость, закономерность, реализованная возможность, конкретное актуальное бытие отдельного предмета. Динамика бытия предстает как непрерывный переход от возможности к действительности, а от последней - к новым возможностям, вытекающим из всего предшествующего развития. В любом явлении возможность и действительность совпадают: реализованная возможность есть действительность; последняя как предпосылка и основание для своих будущих воплощений есть возможность.

Человек, например, может достигать поставленных перед собой целей (профессии, положения), соразмеряя их с объективными возможностями и создавая в ходе практической деятельности такие условия, при которых реализуются желательные возможности и исключаются нежелательные.

Сущность и явление - понятия, отражающие взаимосвязь внешних, отдельных сторон явлений и их глубинной основы. Сущность - философская категория, характеризующая главное содержание предмета, его внутренний смысл. Явление - это внешняя форма бытия сущности, ее явленность, обнаружение, видимость (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).

Таким образом, диалектика позволяет глубоко и всесторонне исследовать многогранную и противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и развитии посредством целостной, постоянно развивающейся и обогащающей свое содержание, системы принципов, законов и категорий.

В ХХ в. наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. Например, К. Поппер, говоря о пользе диалектики, предупреждал, что не следует превращать диалектический метод - всего лишь один из возможных способов мышления - в произвольную умозрительную схему. Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай.

В целом, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем, например, социальной реальности, данный метод, с учетом конкретных условий, в единстве с другими способами научного познания, является эффективным.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >